Тайны села Чанахчи в Карабахе 1894 г.: албанские цари и танец «яллы» на надгробьях (ФОТО)

С 1881 г. в Тифлисе стал издаваться журнал – “Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа”. В номерах журнала публиковались обширные материалы по истории Кавказа, населявших его народах.

В многотомном труде публиковалась информация о быте, письменности, укладе жизни, обычаях, фольклоре и многое другое, что было собрано исследователями после окончательного завоевания Кавказа Россией.

Конечно же в журнале публиковалась и информация так или иначе связанная с Азербайджаном. И хотя многие материалы не были написаны профессиональными историками и зачастую искажали исторические реалии, тем не менее, они представляют большой интерес.

В номере за 1894 год был опубликован очерк о древностях села Чанахчи Шушинского уезда Елисаветпольской губернии (позднее — Ходжавендский район Азербайджана в Карабахе) смотрителя одного из близлежащих училищ, Е.Мелика-Шахназарова. Село с 1992 по 2020 год находилось под армянской оккупацией. Азербайджан восстановил контроль над селом 9 ноября 2020 года в результате второй Карабахской войны.

Расположение села Чанахчи в Карабахе

Как следует из очерка смотрителя, село оказалось довольно скудным на древности. В частности, он рассказывает о монастыре, построенном на самом краю села, на отдельно возвышающейся скале, «у подошвы которой протекает речка, образуя в своем течении несколько незначительных водопадов, которыми пользуются жители для устройства своих незатейливых мельниц.»

Он продолжает с описанием: «С южной стороны скала эта совершенно отвесно спускается к речке, восточная сторона ее разделена трещинами на несколько частей, грозящих паденинем, а западная упирается на древние крепостные вороты, закачивающаяся кашкатумом (т.е. «домом чертей»).»

Мелик-Шахназаров отмечает также, что данный монастырь «никогда не был, да и ныне не служит приходской церковью.»

«Иногда только совершается в нем местными священниками молебствие для избавления от Богом посланной кары, как-то: засухи, града, заразных болезней, полевых мышей, саранчи и тд…,» — писал он.

Более интересно описано смотрителем древнее кладбище, расположенное к юго-западу от села.

«Оно занимает огромное пространство, по которому разбросаны во множестве простые каменные глыбы, не имеющие никакого сходства с надгробными камнями позднейших времен. Незнакомец весьма трудно убеждается в том, что эти глыбы суть надгробные камни, но стоит немного выкопать под ними землю, как покажется какая-нибудь часть скелета…,»отмечает смотритель.

Опираясь на рассказы местных жителей, смотритель информирует, что селение Чанахчи «когда-то несколько веков сраду служило резиденцией албанских царей…», добавляя при этом, что это вполне может быть, потому что Шушинский уезд, в котором находится село Чанахчи, «когда-то составлял часть древней Албании.» В качестве другого доказательства он пишет, что «некоторые надгробные камни с изображением человека в короне указывают на царских особ…»

Человек с короной, намеревающийся убить дикого козла. За ним изображен «знак щедрости» — хлеб (с надгробья в с. Чанахчи. 1894 г.)

Е.Мелик-Шахназаров отмечает, что большая часть камней находится на общем кладбище, за исключением одного, который около монастыря. Про камни на кладбище он пишет, что на «них не указаны ни годы погребения, ни имена погребенных.»

Однако при этом он уточняет, что на одном памятнике удается прочитать слово — «я, Амир-бек…»

Дополняет это он так: «Остается неизвестным, погребен ли под камнем сам Амир-бек или Амир-бек в честь своего отца, дела или кого-нибудь другого воздвиг сей памятник. Подобных надгробных камней на армянских кладбищах встречается много.»

Учитывая, что смотритель не упоминает другие кладбища в селе, можно сделать вывод, что в конце XIX века, армянские кладбища на территории Карабаха были полны надгробных камней с тюркскими именами.

Продолжая тему надгробных камней, смотритель приводит интересное описание одного из них.

Мелик-Шахназаров пишет: «… изображена сцена свадьбы, или, вообще пирушки. С одной стороны накрыт стол, и на нем расставлены разноцветные тарелки, по двум концам стола поставлено по солонке. Пирующие танцуют под звуки балалаек известный среди туземцев старинный танец «яллы». Один из них держит в левой руке сокола, а двое конюхов держат за узду двух оседланных лошадей…»

Танец «яллы» на одном из надгробных камней у с. Чанахлы (1894 г.)

Как известно, яллы — широко распространённый азербайджанский массовый хороводный народный танец или праздничная хороводная пляска, являющийся одним из самых распространённых коллективных хороводных сельских танцев. Различными видами танца яллы считаются такие танцы, как кочари, учаяг, телло, тензэрэ, галадангалая. В 2018 году ЮНЕСКО объявило яллы (кочари, тензэрэ), традиционные групповые танцы Нахчывана одними из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества от Азербайджана.

Смотритель далее пишет, что «… весьма живописных по отделке надгробных камней на кладбище села Чанахчи очень много, но они уже относятся к позднейшей эпохе, поставлены лет 200-250 тому назад, каковы надгробные памятники некоторых меликов…»