Момине хатун: Женщина, определившая историю Азербайджана в XII веке

О.Буланова

Одним из величественных средневековых памятников Нахчывана является мавзолей Момине хатун — известный на весь мир архитектурный памятник. Архитекторы установили, что изначально уникальное строение завершалось высоким куполом, напоминавшим шатер. С учетом купола высота мавзолея достигала 34 м и превышала по высоте не только Девичью башню, но и все средневековые мавзолеи Азербайджана.

Уже одни только размеры мавзолея говорят о том, что возведен он был явно не для ординарной личности. В средние века такие крупные высокие мавзолеи обычно строились для правителей и их родных. Надпись на мавзолее сообщает, что его построил (т.е. был заказчиком) атабек Джахан Пехлеван для своей матери Момине хатун в апреле 1186 г.

Момине хатун же вошла в историю не только как мать Джахан шаха. Ее вместе с мужем — отцом Джахана Пехлевана, первым атабеком Шамс ад- Дином Эл-Денизом считают родоначальниками династии Эльдегизов и основателями государства Атабеков.

Согласно официальной версии, Эл-Дениз в молодости был пленен кыпчаками и превращен в раба. От этого грубого и неотесанного раба работорговцы всякий раз старались избавиться. Вначале это сделали кыпчаки, по существующему обычаю которых за покупку 39 рабов одного отдавали бесплатно — Эл-Дениз оказался сороковым. Купец, приобретший Эл-Дениза, по пути в Ирак избавился от него в дороге (тот постоянно засыпал и вываливался из телеги). Но Эл-Дениз, догнав своего хозяина, стал умолять того не бросать его на произвол судьбы.

В Ираке купец продал его визирю сельджукского султана Махмуда. Визирь вначале отказался брать Эл-Дениза, но, не устояв перед его мольбами, купил его. А вот после… После происходит настоящее чудо. Попав в услужение к визирю, Эл-Дениз превращается в довольно обаятельного человека. Отныне все, у кого он служит, души в нем не чают.

После того, как исмаилиты убили визиря, Эл-Дениз оказался в подчинении султана Махмуда. Способности Эл-Дениза не ускользнули от внимания султана, и он взял его к себе на службу, назначив главой шахской кухни. После смерти султана Махмуда в 1132 г. на трон восходит султан Тогрул II. Тот оказал Эл-Денизу еще большее доверие, включив его в ряды личных султанских мамлюков.

Академик Зия Буниятов в книге «Государство Атабеков Азербайджана: 1136-1225 гг.» пишет: «Эл-Дениз получает особое благословение со стороны жены султана Момине хатун, и та становится его советницей на всю жизнь. Следуя ее наставлениям, Эл-Дениз никогда не вмешивался в дворцовые интриги и не становился на сторону какой-либо враждующей группы эмиров. Султан оценил преданность Эл-Дениза и возвысил его до ранга эмира».

Картина «Момине хатун», холст, масло. Художник — Алтай Гаджиев

Вскоре султан Тогрул II назначает Эл-Дениза атабеком (опекуном) своего малолетнего сына Арслан шаха, матерью которого была Момине хатун. И с того момента Момине хатун делает все возможное, чтобы, так сказать, и сына сохранить, и продвинуть Эл-Дениза по служебной лестнице.

После смерти султана Тогрула II в 1135 г. его преемник султан Масуд выдает овдовевшую Момине хатун за Эл-Дениза. От своего второго мужа Момине хатун рожает двух будущих атабеков Азербайджана — Джахан Пехлевана и Гызыл Арслана, а также одну дочь. Мало того, не без содействия Момине хатун в 1136 г. султан передает Эл-Денизу Арран в качестве икта (условное пожалование земельного надела (типа бенефиция) феодалам в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века).

Эл-Дениз, долго не раздумывая, со своей семьей и Арслан шахом переезжает в столицу Аррана — Барду. Он становится самостоятельным владыкой и постепенно расширяет свои владения за счет присоединения новых территорий Азербайджана. После смерти очередного султана в 1160 г. Эл-Дениз провозглашает своего подопечного Арслан шаха султаном, а сам остается атабеком. Но к тому времени властью как таковой султан уже не обладал, во главе государства стоял сам Эл-Дениз.

Момине хатун играет активную роль во всем. Как сообщал летописец Садраддин ал-Хусейни, Момине хатун сопровождала Эл-Дениза в его поездках по стране, при решении государственных вопросов он считался с ее мнением. Зия Буниятов в упомянутой книге пишет, что она «немало способствовала нормальным отношениям между султаном и атабеком Азербайджана, таким образом, предотвращая вспышки междоусобной войны«.

Вероятнее всего, именно Момине хатун принадлежит идея разделения полномочий между султаном и атабеком. Она была близка к обеим сторонам — султан был ее сыном, а атабек — мужем. И этот компромисс, согласно которому сын получил представительские полномочия, а муж — исполнительную власть, позволял ей сохранять мир в семье.

Момине хатун, атабек Эл-Дениз и султан Арслан шах покинули этот мир в 1175 г. в течение трех месяцев — 30 сентября в Нахчыване скончалась Момине хатун; в начале ноября умер ее муж атабек, а в конце декабря, — султан.

Установленное Момине хатун разделение полномочий между султаном и атабеком в определенном смысле успешно просуществовало и при сыновьях, ставших атабеками: вначале Джахан Пехлеван, затем — Гызыл Арслан.

По существующей гипотезе, мавзолей Момине хатун начал строить еще Эл-Дениз, а завершил его Джахан Пехлеван. Но, следуя надписи на мавзолее, его строительство было начато в 1186 г., т.е. через одиннадцать лет после смерти Момине хатун. Азербайджанский историк А.А. Алескерзаде заметил, что для постройки мавзолея было «достаточно самое большее пяти лет». Он также обратил внимание на то, что Джахан Пехлеван скончался в марте или апреле 1186 г., т.е. тогда, когда мавзолей уже был достроен.

Но здесь сведения о его смерти отсутствуют. Они содержались в верхней части высокого, богато декорированного портала (ворот) с двумя стройными кирпичными минаретами. Этот не доживший до наших дней портал, судя по рисункам и фотографиям XIX в., стоял рядом с мавзолеем и еще одним не сохранившимся монументальным сооружением — Джума мечетью.

По сведениям русского ориенталиста Николая Ханыкова, побывавшего в Нахчыване в первой половине XIX в., над проемом портала находилась надпись, содержащая имя зодчего Аджеми сына Абубекра с датой сооружения — 1187 г. В этой надписи приведены имя и титулы Джахан Пехлевана с добавлением «Да простит Аллах могилу его!»

Сопоставив указанные факты, Алескерзаде сделал вывод о том, что «мавзолей закончен постройкой незадолго до смерти Джахан Пехлевана, а портал был сооружен уже после его смерти«.

Разницу между датой смерти Момине хатун и возведением для нее мавзолея Алескерзаде объяснял тем, что та была не матерью, а старшей женой Джахан Пехлевана. Но у последнего, как установил З.Буниятов, жены по имени Момине хатун не было.

Одновременно отсутствуют какие-либо данные о том, что мавзолей начал возводить Эл-Дениз. Надпись четко говорит о том, что его приказал построить Джахан Пехлеван. И только одно известно точно — мавзолей на могиле Момине хатун был возведен сразу же после ее погребения. Изначально это было скромное сооружение, и лишь незадолго до смерти атабек Джахан Пехлеван, решив увековечить память матери более солидным сооружением, приказал построить комплекс грандиозных сооружений.

К тому времени уже более двадцати лет в Нахчыване существовал мавзолей Юсуфа сына Кусейира, который в народе назывался Гюмбез Атабаба. Его построил выдающийся средневековый зодчий, архитектор-строитель из Нахчывана Аджеми сын Абубекра.

Джахан Пехлеван не стал искать на стороне другого зодчего и решил именно ему заказать сооружение нового мемориального комплекса в память о своей матери. Но при нем был построен лишь сам мавзолей Момине хатун, т.е. Гюмбез Атабека. Остальные сооружения были построены позже, когда атабеком был младший сын Момине хатун — Гызыл Арслан.

Проект комплекса, разработанный зодчим Аджеми Нахчывани, состоял из нескольких сооружений. Кроме самого мавзолея и упомянутых ворот (портала) с минаретами, еще в XIX в. здесь возвышалась Джума мечеть, которая по своей высоте (35-36 м) превосходила мавзолей Момине хатун.

Государство Атабеков в Азербайджане просуществовало почти девяносто лет — с 1136 по 1225 г., вплоть до нашествия монголов. В истории культуры этот период считается эпохой азербайджанского ренессанса. И, безусловно, среди великих поэтов и политических деятелей было и немало женщин. Одной из них была небезызвестная Мехсети Гянджеви.

Но нам не следует забывать и о других выдающихся азербайджанских женщинах, в числе которых и Момине хатун. Женщина, во многом определившая историю Азербайджана в XII в. и оставившая после себя мавзолей — один из выдающихся средневековых памятников.

По материалам С.Велиева