Как Баку отстраивал Ташкент и спасал узбекских детей после землетрясения 1966 г.

М.Зейналова

1960-е годы характерны для Азербайджана и Узбекистана превращением в индустриально — аграрные республики, с развитой легкой и пищевой промышленностью. Истощение нефтяных запасов на суше в Азербайджане компенсировалось обнаружением крупных запасов на Каспийском море.

Уникальное для своего времени сооружение, городок Нефтяные Камни — нефтяные вышки, построенные в море и соединенные эстакадами, стали превращаться в крупный поселок. Специалисты по нефти и газу из Азербайджана пользовались непререкаемым авторитетом не только в СССР, но и за его пределами, принимая участие в нефтяной разведке и нефтедобыче во многих уголках мира, в том числе в Узбекистане.

В то же время огромным авторитетом пользовались хлопкоробы Узбекистана, оказавшие помощь в расширении хлопковых хозяйств Азербайджана.

В 1960-х годах между республиками расширилась торговля оборудованием и материалами. Однако Ташкентское землетрясение 1966 года и помощь азербайджанского народа показали, что никакие политические коллизии не в состоянии стереть те крепкие узы дружбы, основы которых были заложены так давно.

Ташкент издревле находится в сейсмически опасной Пскентско — Ташкентской сейсмогенной зоне протяженностью 220 км, шириной 10-20 км, в которой исходная сейсмичность равна 8 баллам. 26 апреля 1966 года в 5 часов 22 минуты 53 секунды утра в Ташкенте произошло землетрясение, эпицентр которого пришелся на центральные районы города, здесь сила сотрясений была 8 баллов. Официально было зарегистрировано 9 случаев смерти и госпитализировано 2211 человек.

Столь незначительное число человеческих жертв, власти объясняли, что колебания земной коры были вертикальными, а не горизонтальными, здания разрушались постепенно, а люди, хотя и были застигнуты землетрясением в постелях, но успевали спастись.

Однако разрушения оказались очень большими — за 12 секунд было разрушено свыше 2 млн. кв. м. жилой площади, 236 административных зданий, около 700 объектов торговли и общественного питания, 26 коммунальных предприятий, 181 учебное заведение, в том числе школ на 8 тысяч мест, 36 культурно-бытовых учреждений, 185 медицинских и 245 промышленных зданий.

Без крова остались более 78 тысяч семей или свыше 300 тысяч человек. Со следующего дня начались афтершоки, продолжавшиеся до 1968 года. Всего было 1100 толчков. Это увеличило число жертв: люди, перенесшие стресс первого толчка, умирали в результате сердечных приступов при афтершоках. Здания, пережившие основной толчок, постепенно разрушались от последующих.

Катастрофичность разрушений была настолько огромной, что в тот же день, 26 апреля, в Ташкент прибыла делегация правительства СССР во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгиным.

В городе было установлено более 15,440 палаток, открылось около 600 временных магазинов и предприятий общественного питания. Сразу же выявилась нужда в питьевой воде: к палаткам стали подвозить воду в цистернах, затем прямо в городе устроили артезианские скважины.

К концу апреля, когда был приблизительно подсчитан урон от стихийного бедствия, стало ясно, что республике самой с последствиями землетрясения в короткие сроки справиться не удастся. Первым о готовности помочь заявил Азербайджан. Было объявлено, что во всех отделениях Государственного банка СССР открыт счет № 170064, счет «Фонда помощи Ташкенту».

Сразу же после объявления на этот счет стали поступать средства от простых граждан. Более 300 тысяч ташкентцев остались без крова и, как писала ташкентская газета «Правда Востока» 4 мая 1966 года, житель Сумгаита инженер В.Шафиев предложил свой способ решения проблемы: он предложил свою квартиру пострадавшим от землетрясения. Его примеру последовали другие граждане, и в результате с 15 мая 1966 года по 1 апреля 1967 года в Азербайджане было расселено 262 семьи из Ташкента.

Из Баку в Ташкент поступали десятки телеграмм следующего содержания: «Я, Агаев Джавдет Алиевич, член ВЛКСМ, хочу приехать в Ташкент, чтобы помочь в его восстановлении. Имею специельности слесаря — трубопроводчика и бульдозериста. Адрес: Баку, ул.Ханлара, 59, кв.1».

Для разбора завалов и строительства новых жилых сооружений в Ташкенте начались крупные работы, однако техники и специалистов не хватало. Уже к 17 мая из Баку в Ташкент поступили 820 электродвигателей, 400 тонн труб, 30 тысяч кв. метров сухой штукатурки, 12 башенных кранов и другое оборудование, и материалы.

Бакинский морской порт, Бакинский аэропорт, железнодорожные станции Азербайджана работали в несколько смен, вне очереди пропуская грузы для Ташкента. Только за несколько первых дней помощи паромы «Советский Азербайджан» и «Советский Туркменистан» перевезли 700 тон грузов для Ташкента.

22 мая 1966 года было опубликовано постановление ЦК КПА и Совета Министров АзССР «Об оказании братской помощи населению Ташкента, пострадавшему от землетрясения». Министерству строительства поручалось отправить в Ташкент комплексные бригады инженерно-технических работников; Госстрой АзССР совместно с Госстроем УзССР должен был разработать необходимую для нового строительства проектно-сметную документацию.

С привлечением материалов и специалистов из Азербайджана, республика взяла на себя обязательство построить е Ташкенте в 1966 году 10 тысяч кв.м. жилья, в 1967 году — 25 тысяч кв. м.

На восстановительные работы в Ташкенте АзССР выделила в 1966 году 1,8 млн. рублей, в 1967 году 4,6 млн. рублей. 23 мая специалисты из Азербайджана (проектировщики «Азгоспроекта», работники Бакинского домостроительного комбината № 1) под руководством Министра строительства АзССР М.Аббасова вылетели в Ташкент. Здесь уже шла подготовка к масштабному строительству, Главташкентстрой был переименован в Главное управление Совета Министров УзССР по восстановлению и строительству в Ташкенте.

Было принято решение не восстанавливать старые постройки, а возводить город по совершенно новым, прогрессивным планам. Азербайджанские строители начали возводить 7 многоэтажек в квартале «К-24» в Чиланзаре и по улице Навои. Из республики дополнительно были отправлены землеройные машины, строительные механизмы, специиальный поезд с бригадами строителей и стройматериалами. При Главбакстрое был создан штаб по руководству бакинскими строителями в Ташкенте. Всего первые бригада из Азербайджана должны были построить 19 пятиэтажных домов.

Как писал очевидец событий Александр Жабский (позднее специальный корреспондент еженедельника «Санкт-Петербургский курьер»): «люди вспоминают вереницы эшелонов со строительными материалами, помнят, что стало символом взаимовыручки, единения, сплоченности людей в едином благородном порыве — сделать Ташкент настоящей жемчужиной Востока…»

25 мая 1966 года Бакинский горком Коммунистической Партии Азербайджана организовал городскую комиссию в целях централизации помощи, трудящимся Ташкента, постра-давшим от землетрясения. Одной из проблем, с которой столкнулись ташкентцы, было расселение детей в безопасных местах, организация их отдыха в летнее время. Толчки продолжались, были разрушены почти все детские сады, из 195 школ вышло из строя 172.

По решению ЦК ЛКСМ АзССР от 30 мая 1966 года в пионерских лагерях Азербайджана были приготовлены места для 1,200 ташкентских детей. Первая партия детей (дети рабочих тепловозного депо ст. Ташкент) прибыла 7 июня, затем стали прибывать остальные. 700 детей были расселены в лагерях Мардакяна и Шувелана, 500 детей — в лагерях предприятий и профсоюзов.

Совместным трудом удалось достичь невероятного: к началу зимы 1966/67 годов 300 тысяч ташкентцев были обеспечены жильем, помимо жилых массивов построены школы на 18,2 тыс. мест, детские сады и ясли на 9 тыс. мест, торговые центры и пункты, культурные учреждения, поликлиники. Выросли новые кварталы, микрорайоны, массивы, у Ташкента появился город — спутник Сергели.

В центре города был установлен монумент «Мужество»: страшную трещину в мраморе пытаются остановить мужчина и женщина (узбеки), за спиной которых 14 стел (союзные республики). Азербайджан построил в Ташкенте 35 тысяч кв. м. жилья, оказавшись на 5-м месте по объему строительства после Москвы, РСФСР, Ленинграда, Украины.

Интересно, что многие кварталы, улицы и дома носили названия городов, которые им помогли или их построили, в том числе названия «Баку» и «Азербайджан». Зимой 1966/67 годов бригады Азербайджана еще работали в Ташкенте и, как писал начальник Главбакстроя Салимзаде в телеграмме с новогодним поздравлением: «Благородный труд славных строителей Азербайджана по восстановлению Ташкента — свидетельство братской дружбы народов Советского Союза».

Помощь Ташкенту оказывали и деятели культуры. 17 декабря 1966 года в концертном зале им. Свердлова в Ташкенте знаменитый азербайджанский певец Муслим Магомаев начал серию концертов, сбор от которых передал в фонд помощи Ташкенту.

Самоотверженный труд азербайджанских строителей был особо отмечен. По итогам строительства, орденами награждены Ф.Н.Байрамов (бригадир 1 домостроительного комбината БакГлавСгроя), экскаваторщик И.Г.Асланов (трест «Бакгорстроитмеханизации), Г.К.Алиев (старший строитель домостроительного комбината № 1), 135 строителей из Азербайджана получили специальный наградной знак «Строителю Ташкента», 21 азербайджанский строитель получил почетные грамоты ЦК КП Узбекистана, Президиума Верховного Совета и Кабинета Министров Узбекской ССР.

Однако с ликвидацией последствий землетрясения помощь Азербайджана Ташкенту не прекратилась. Так, в начавшемся в 1967 году строительстве Ташкентского метро приняли участие 5 коллективов (метростроевцы Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и Баку). Полностью последствия землетрясения были ликвидированы через три с половиной года и до последнего дня в Ташкенте работали азербайджанцы.

Несмотря на то, что сейсмическая опасность зоны сохранялась, многие строители из Азербайджана остались тогда жить в Ташкенте. Эта была лучшая гарантия надежности их труда: ведь они остались жить в городе, построенном, в том числе, и их руками.

По материалам книги автора “Исторические связи азербайджанского и узбекского народов”