От лошадей до пчел: животноводство в Гарабагском ханстве

З.Гаджиева

Как и в других ханствах Азербайджана, основным занятием подавляющей части населения Гарабагского ханства было сельское хозяйство. Благоприятные климатические условия, плодородные земли, расположение в междуречье Куры и Араза, — все это создавало соответствующую основу для развития здесь сельского хозяйства.

Одно из ведущих мест в экономике ханства занимало животноводство. Благоприятные естественные и климатические условия Гарабага, наличие прекрасных горных пастбищ (яйлагов) открывали широкие возможности для развития, в частности, скотоводства.

По данным 1832-го года, общая площадь лугов в Гарабаге составляла 300 тысяч десятин. По сравнению с другими ханствами, животноводство в Гарабаге было развито на более высоком уровне. Насущность скотоводства в повседневной жизни определялась тем, что оно давало тягловую силу в земледелии, питало (мясо и молоко), одевало и обувало население. Источником важного сырья являлось овцеводство, и эта отрасль занимала значительное место во внешнеторговых отношениях ханства.

Важнейшее место в скотоводстве занимал крупный и мелкий рогатый скот. По данным 1830-х годов, в Гарабаге насчитывалось 100 тысяч голов крупного рогатого скота, 300 тысяч голов мелкого рогатого скота (овец и коз), а также 3500 свиней, 20 тысяч лошадей, 2200 ослов, до 100 верблюдов.

Значительная часть скота принадлежала хану, бекам, меликам и агаларам, а также зажиточным крестьянам, кочевникам. Если земледельцы крупный рогатый скот содержали в основном для хозяйственных нужд (тягловая сила), и, частично, — как источник питания, то элаты использовали его преимущественно для промышленных и торговых целей.

Если экономическое благосостояние земледельческого хозяйства всецело зависело от наличия крупного рогатого скота, то среди кочевников-элатов большее распространение получил мелкий рогатый скот.

Содержание мелкого рогатого скота способствовало развитию промышленности и торговли. Развитие овцеводства становилось причиной уменьшения количества крупного рогатого скота. Если крупный рогатый скот требовал к себе большого внимания, то мелкий рогатый скот в значительной мере освобождал крестьянина от этих хлопот. К тому же, гибель мелкого рогатого скота причиняла владельцу меньше материального ущерба, чем потеря крупного рогатого скота. Наконец, мелкий скот, кроме молочных продуктов, давал еще и столь необходимую для хозяйства шерсть.

Коневодство, являвшееся одной из важнейших отраслей скотоводства, занимало особое место в сельском хозяйстве. Выращиваемые в Гарабаге племенные лошади славились своею красотой, выносливостью, легкостью и быстротой. Англичане покупали их для своей индийской кавалерии. Лошадь считалась единственным и незаменимым транспортным средством. В условиях беспрерывных феодальных войн и набегов она играла незаменимую роль в битвах как средство верховой езды. В редких случаях лошадь использовалась в сельскохозяйственных работах.

Историк Мирза Джамал Гарабаги писал: «Быстрые кони и многочисленные табуны Ибрагим хана завоевали славу в Иране и Турции». По его словам, «большинство ханских лошадей были той же породы, что и у Надир шаха. Хан привозил их из разных провинций Азербайджана, а также из Хорасана. У него было три-четыре тысячи особых племенных жеребцов-производителей, многочисленные отары овец, несметное количество крупного рогатого скота».

Лошадь являлась также роскошью, средством развлечения для феодалов. Ибрагимхалил хан был страстным охотником, он владел табунами лошадей прекрасной породы. В Гарабаге имелись конские заводы. В 1832-м году здесь было 11 конезаводов, в которых насчитывалось до 250 жеребцов и до 1450 кобыл. Крупные феодалы занимались выращиванием лошадей на продажу. В 1831-м году в Гарабаге лошадь стоила от 30 до 300 червонцев.

Определенное место в скотоводстве занимали ослы. Дешевые и выносливые, выполнявшие самые тяжелые работы, не требовавшие особого ухода и довольствовавшиеся скудной пищей, ослы являлись выгодным рабочим скотом. Они были незаменимыми помощниками беднейшего крестьянства, особенно, при осуществлении перевозок в гористых местностях, где не было удобных дорог. В ханстве также имелось некоторое количество мулов.

Незначительное место в скотоводстве занимали верблюды, в основном они использовались в восточной части ханства (джабраилцами и др.).

Несмотря на то, что свиноводство по своей доходности (быстрое размножение, высокие результаты за короткое время) являлось выгодной отраслью, в ханствах Азербайджана по религиозным соображениям им не занимались. Гарабагское ханство составляло в этом плане исключение. В селах Туг, Гушчу баба, Чанахчи, Сарушен и других выращиванием свиней занимались христиане. Свиноводству способствовала обильная пища в дубовых лесах. Как уже отмечалось, по данным 1832-го года, в Гарабаге насчитывалось 3,500 свиней.

Скот на пути следования к яйлагу и обратно, как и на пастбищах, делили на 4 стада по роду и возрасту. Стадо взрослого и молодого крупного рогатого скота (коровы, быки, буйволы) насчитывало 250-400 голов и пасли их два «нахырчы» (пастуха).

Карабахская лошадь, подаренная Великой княжне Ксении Александровне. 1 мая 1892 г.

Лошади, верблюды, ослы и мулы паслись отдельно или вместе с крупным рогатым скотом. Стадо телят и буйволят, 70-100 голов, пасли отдельно под руководством двух «бузовчу» (телятник). Отара взрослого и молодого мелкого рогатого скота, состоящая из 400-600 голов, охранялась двумя пастухами — «чобанами». И, наконец, стадо ягнят и козлят, 200-400 голов, пасли два пастуха — «гузучу».

В зимнее время скот пасли по берегам Куры и Араза. Пастбищный сезон в гарабагских яйлагах начинался в мае. Но, как правило, время покидания гышлагов зависело от количества корма на зимних пастбищах, от схода снега, покрывавшего яйлаги. Большая спешка имела место в сухую весну, когда очень рано появлялись причиняющие скоту вред насекомые, ядовитые змеи.

Эта особенность скотоводства послужила причиной того, что в начале XIX века с подачи историков утвердилось мнение о наличии в Азербайджане кочевого скотоводства. И надо сказать, что оно было в корне неверно. Как известно, кочевые скотоводы жили только на доходы, получаемые от этого вида деятельности, не занимались земледелием, содержали скотину исключительно на естественных пастбищах, не заготавливали корма. Они жили в войлочных кибитках, которые можно было перевозить с места на место, то есть, у них не было постоянного места жительства и хозяйственных построек.

В Азербайджане элаты занимались не только скотоводством, но и земледелием, заготавливали на зиму корма, строили постоянные жилища и хозяйственные строения. Значит, это было не кочевое, а отгонное скотоводство. К тому же, одной из особенностей кочевого скотоводства являлось то, что скотоводы-кочевники могли свободно пользоваться пастбищами. В период же ханств элаты за использование пастбищ платили подать в ханскую казну.

Кочевники жили в защищенных от ветра местах, вблизи родников в войлочных кибитках (алачыг), в палатках из хлопчатобумажной материи (чадыр) или же землянках (газма-дам). Жизнь на яйлагах проходила оживленно и интересно. Скотоводы на зеленых пастбищах откармливали сильно исхудавший за зиму скот, хозяйки собирали выручку от сбыта молочных продуктов, чтобы приобрести необходимые промышленные товары.

Кочевки причиняли серьезный ущерб оседлому населению. Итогом перемещение скота на яйлаги становились потравленные поля и луга, вытоптанные огороды в селах, стоявших на их пути. Очень часто происходили столкновения кочевников с оседлыми жителями.

Карабахские дороги

Продукты скотоводства перерабатывались, в основном, на местах. Из молока крупного и мелкого рогатого скота приготовляли масло, сыр, сметану и творог. Из овечьей шерсти пряли нитки, ткали паласы (гладкий ковер без ворса), ковры, джеджымы (ковровые ткани), мафраши (большой сак из паласа), хурджуны (переметная сумка) и т.д. Из шерсти ткали материю и шили одежду (138, с.296).

В хозяйстве крестьянина разведение домашней птицы было развито сравнительно слабо, и всецело было направлено на удовлетворение внутренних потребностей. Только после того, как вырос город Шуша, крестьяне стали привозить на базар кур, цыплят и яйца.

Наличие богатой и разнообразной флоры, благоухающих луговых цветов и полевых растений в ханстве создавали идеальные условия для разведения пчел. Однако пчеловодство было развито сравнительно слабо. Это было связано, с одной стороны, с отсутствием рынка сбыта меда, а, с другой, — кочевым образом жизни многих жителей ханства.

Кроме того, повседневные заботы крестьянина не позволяли уделять достаточное время для ухода за пчелами. В 1832-м году в Гарабаге насчитывалось 2,500 ульев. В лесах Гафана, Чилаберда и Хачина обитало множество диких пчел. В среднем ежегодно получали 600 пудов меда и 200 пудов воска.

Охота больше носила характер развлечения, волки, барсы и лисицы ловились капканами. Жители расположенных по берегам Куры и Араза населенных пунктов большую выгоду извлекали из ловли выдр. Широко распространена была охота на зайца и дичь — дикую курочку, куропатку, турач и др.. Охотой занимались не столько из-за мяса, сколько из-за меха. Слабое развитие охоты и звероловства было связано с тем, что исламская религия считала мясо и мех большинства диких животных «нечистым».

Охота являлась привилегией господствующих классов, как вид спорта и развлечения. Достаточно сказать, что Ибрагимхалил ханом были освобождены от обложения податями все шесть семейств села Джуварлы (Дизаг), которые обслуживали ханских соколов. Чаще всего охотились за джейранами. Жители ловили молодых косуль и приручали их. На медведей предпочитали охотиться христиане, медвежье сало они употребляли для производства мыла.

Часть населения занималось рыболовством. Рыбу ловили в реках Кура, Араз, Хачин и в верховье Базарчая. В Куре и Аразе ловились лососи, осетры, севрюги, сомы и др. Рыболовство также носило потребительский характер. В Шуше один батман рыбы продавался по цене 80 копеек — 1 рубль русским серебром.

По материалам книги автора «Гарабагское ханство»