Наследие ширванской школы зодчества в истории Дербента

Города как люди обладают периодом возникновения, формирования и развития. К таким городам относится и Дербент, на которого со времени возникновения на него претендовали персидские шахи, римские императоры, хазарские хаганы, арабский халифат, монголы и турецкие султаны, и русские цари. Однако в исторической литературе Дербент связывают с именем правления знаменитого Сасанидского шаха Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.).

В районе Дербента Кавказские горы наиболее близко подходят к Каспийскому морю, оставляя узкую береговую полосу, около 3,5 км. И эта береговая полоса на протяжении столетий была ареной многочисленных войн, вторжений, особенно с севера, кочевых племен на земледельческие страны Востока. Древние обитатели, контролирующие данную зону, избрали наиболее стратегический пункт этой местности, удобную с геополитической точки зрения, построив цитадель на вершине холма. Возникновение цитадели относят к VIII-VII вв.до н.э., когда появились постройки различного назначения. О «Каспийских воротах» упоминал и «отец истории» Геродот, (V в. до н.е.) и другие древние авторы.

Однако превращение этого стратегического пункта в город-крепость связано с Сасанидами. Для предотвращения постоянных набегов с севера, необходимо было построить крепостные стены и тем самым положить конец вторжениям. До дербентских ворот были построены «Бешбармакские» укрепления в системе «длинных стен», на расстоянии 1.75 км до берега моря. К северу от Бешбармакских укреплений была возведена Гильгильчайская грандиозная стена. Она начиналась от моря и тянулась на протяжении 30 км через прибрежную равнину в горы, до мощной крепости Чирах-кала.

Несмотря на то, что были построены мощные укрепления Бешмаркские и Гильгильчайские, являющиеся крупными фортификационными сооружениями начала нашей эры, сасаниды не сочли необходимым закрепиться на этих прикаспийских укреплениях. Они неоднократно укреплялись на севере и пытались обосноваться у «Каспийских ворот», так как именно этот участок побережья являлся наиболее удобным с географических, климатических, стратегических и политических точек зрения.

Именно здесь они решили утвердиться, используя уже существующую цитадель на великолепном холме, откуда контролировалась и обозревалась вся береговая полоса. Сасаниды учли все положительные возможности этой местности, что позволило им господствовать над проходом, которым стали называть дербендским.

Впервые от цитадели или Нарын-калы до побережья моря, крепостные стены были построены во время правления Сасанидского шаха Ездигерда II (439-457 гг.) из сырого кирпича. Основанием стены служила очень плотная глинобитная платформа. Ширина стены достигала до 8 м при высоте около 8-16 метров. Только во времена знаменитого Хосрова I Ануширвана, после окончательного закрепления в Дербентском проходе, стали строить мощные каменные укрепления, превратившиеся в крупное фортификационное сооружение. Стены построенные из прочных каменных блоков, отличались монументальностью и благодаря облику вызывали страх и уважение врагов. Строительством дербентских стен в 567 году руководил Барзниш с титулом «амаркар», важное государственное лицо по строительству и сбору податей, который происходил из Атурпатакана (Азербайджана).

Образование своеобразной планировочной структуры города-крепости с двумя параллельными стенами, вытянувшиеся от цитадели к морю, являлась необходимостью перекрыть узкую береговую полосу, чтобы навсегда закрыть свою северную границу от постоянных вторжений из севера. Дербентский участок в отличии от Гильгильчайского и Бешбармакского был наиболее удобным для создания мощного опорного пункта. Благоприятный рельеф для фортификационных сооружений и устройство порта, посредством выноса длинных дербентских стен в море способствовал организации идеального по своему значению города крепости.

Высокий уровень Сасанидских зодчих, позволил создать легендарную крепость, не уступающую Великой китайской стене по архитектурному содержанию. Фортификация этого уникального сооружения, продемонстрировала прекрасные зможности строительного искусства Сасанидской империи.

От цитадели на вершине дербентского холма, с ее абрисом приспособленный к рельефу местности и получившая в плане своеобразную геометрическую форму и две четкие параллельные крепостные стены, вытянутые по рельефу, вплоть до береговой полосы, представляла ясную планировочную структуру. Эта ясность, определившая дальнейшее развитие городской системы и поражала многих путешественников, историков, географов и полководцев всех периодов средневековья и в более позднее время.

Узкая полоса города от цитадели до морского побережья, напоминала застывшую лаву после извержения вулкана, вызывало уважение и преклонение перед его грандиозными стенами, с его огромными каменными блоками.

Внутренняя планировка города и цитадели представлена свойственная только ее структурой. Первое графическое изображение Дербента падает на XVII век по рисунку Адама Олеария (1638 год). Вытянутые длинные крепостные стены определяются в северной части протяженностью 3650 м, а южная 3500 м, а расстояния между стенами в районе цитадели около 350 м, а в более широкой нижней части города 450 м. Таким образом, в этом замкнутом пространстве посредством поперечных стен, с запада на восток город делился на цитадель, в основанном иа жилую застройку, внутрь которой была вписана культовая и торговая части, отделенные стеной ломанного характера.

На востоке к морю две обширные незастроенные территории, отделенные посредством стен с башнями и воротами, препятствовали вторжению противника. Между последней восточной стеной и морем свободная была береговая полоса, образующая типа каре.

По А.Олеарию цитадель была плотно застроена комплексом ханского дворца, мечетью, хамамом и другими постройками служебного характера. Перед цитаделью до границы селитебной зоны крутая поверхность оставалась свободной, по своему форштадт на рельефе. Подобная незастроенная среда перед цитаделью, позволяла контролировать жилые кварталы и зону поражения, если противник проникнет в верхнюю часть города.

Во всех восточных городах, так и в Деребенте территория разделена на мяхялля (дворы), в структуре которых образовались культовые и торгово — общественные центры, создав единую градостроительную систему (мечети, хамамы-бани, водохранилища и небольшие торговые лавки составляли ее инфраструктуру).

В истории Дербента после Сасанидской эпохи, наиболее значительный событием явилось завоевание города арабами н распространение ислама. После неоднократных походов арабов, город вошел в империю халифата.

Окончательно, после многочисленных битв арабов с хазарами, ома укрепились в Дербенте при знаменитом военноначальнике Маслама Бен Абд ал-Малике в 733-734 гг. Он занялся восстановлением разрушенных стен, башен, городских зданий, водопровода, и велел прорубить шесть новых ворот. Одни из них — Баси-кучук — расположенные у моря, должны были служить «на всякий случай» для тайного выхода из города.

Для укрепления ислама в Дербенте, территорию города разбили на магалы, в каждом построили мечеть, такав как Xaзарская, Палестинская (Филистини), Дамасская, Мосульская и другие.

Строительство грандиозных крепостных укреплений Сасанидами и превращение арабами Дербента в исламский город, определили его дальнейшее развитие и выдающееся место в мировой истории средневековья. Вклад Сасанидов в возведении огромных фортификационных сооружений города был очень значительным. Фактически эти стены от цитадели до береговой полосы, а впоследствии организации порта, посредством продолжения крепостных стен на значительную длину в море, дали новую градостроительную систему. Использование рельефа местности для стратегических целей, возведение стен из крупных камней, превращающих в мощную и монументальную архитектурную среду, придавало городу особую значимость.

Наиболее укрепленная северная стена, часто выдерживающая атаки противника была снабжена полукруглыми, квадратными и трапециевидными боевыми башнями.

В сасанидский период в северной стене было двое основных ворот. По сообщению ал-Мукаддаси одни ворота назывались большими (Вам ал-Кабир), другие малыми (Баб ал-Сагир). На последней поперечной стене у моря в центре были закрытые ворота.

Северная и южная городские стены начиная с береговой полосы, протяженностью 3.5 км вытянулись в западном направлении до Нарын-кала, которая служила короной и объединяла фортификационную систему города, одновременно являлась живописными объемными и пластичным формами большой композиции.

Новая эра, наиболее значительная в истории города Дербента начинается с VIII века, когда арабы окончательно закрепились на его территории и превратили в мусульманский город, со всеми вытекающими архитектурными особенностями. С того времени планировочная структура Дербента получило совершенно иное направление развития и Сасанидская эпоха исчезает с объемной композиции города, оставляя археологам нижние пласты для изучения прошлой истории Дербента.

Некогда регулярного типа городские кварталы Сасанидского периода, исчезли под влиянием новых градостроительных традиций, подчиненных догматам ислама. На сасанидской платформе зарождалась иная типологическая классификация застройки, с новым по содержанию зданиями — гражданскими, общественными и торговыми.

Город фактически окруженный крепостными стенами, развивался под сенью цитадели, доминирующая и господствующая над жилыми кварталами. Здесь периодически размещались резиденции представителей сасанидской династии, после арабского халифата, ширваншахов, азербайджанских ханов и наконец русского гарнизона.

В течении веков Нарын-кала застраивалась, перестраивалась, ремонтировалась, в результате превратилась в архитектурно-дворцовый комплекс. Последним правителем Дербента был знаменитый Фатали-хан кубинский, который в 1770 году в своем дворце принимал академика Г.Гмелина.

Наслоение веков наложили значительный отпечаток на архитектурно — планировочное развитие цитадели. Формирование дворцового комплекса попадает на ханский период правления, где главное дворцовое здание примыкало к стене цитадели и было обращено на город. Фасад дворца значительно выступал от крепостной стены, на фоне боевых башен он эффектно смотрелся своем строгим композиционным образом.

Чтобы попасть во дворец надо было пройти восточные ворота Нарын-кала -Капы. Дворец имел П-образную форму и примыкал к стене цитадели. Внутри него находился двор с бассейном. Окна внутренних покоев дворца, сделанные в виде узорчатых деревянных решеток (шэбэкэ), выходили во двор. Над круглой башней, которая отходила от стены, был устроен павильон, украшенный цветными стеклами. Бассейн с «водометами» окружали резные лоджии.

Наряду с дворцом в комплекс входили мечети, баня, водохранилище и другие служебные постройки. Вся архитектура комплекса, планировочная структура, объемно — пространственная композиция, строительная техника, конструктивные приемы и формы пронизаны зодчеством Ширвана, ибо оттуда шло и распространялось архитектурное искусство ислама, через Дербент и далее на север.

Крепостные стены цитадели и города совместно представляют уникальный образец военного зодчества эпохи средневековья, в котором отразилась фортификационная структура огромного масштаба. Это не только система оборонительных сооружений, заслон против наступающего и атакующего противника. В образ неотъеемлемой частью входили городские ворота, связывающие город с внешним миром как с северных так и с южных крепостных стен.

Развитие ремесла и торгвли способствовали дальнейшему росту и заселению Дербента, который в тот период предстает по данным археологических исследований весьма большим раннесредневековым городом, с четко выраженной структурой. По площади территория Дербента достигала 150 га, значительно превосходила многие города того периода (Переднего Востока, Закавказья и Средней Азии).

Северная дербентская стена наиболее подвергаемая нападению противника, была ограничена тремя воротами: Джарчи-капы, Кырхлар-капы и Шуринские ворота.

Джарчи-капы находились рядом с цитаделью, в северо-восточном углу северной стены, где застройка в силу топографии местности, крутого рельефа не была плотно застроена. Ворота Кырхлар-капы непосредственно находились в районе центральных кварталов. Фактически вся тяжесть атаки противника была направлена на Кырхлар-капы. Шуринские ворота находились на свободной от застройки территории для выпаса скота местных жителей.

Южная городская крепостная стена в стратегическом отношении более безопасная, не играла основной роли для защиты, так как город всегда подвергался нападению только с северной стороны. Воротами южной стены являлись — Кала-капы, Баят-капы, Орта-капы и Дубары-капы.

Название всех городских ворот северной и южной стены получили в арабской трансформации, в силу своего содержания и сохранили историческую сущность развития города Дербента. Городское зодчество здесь имело свои стилистические особенности, композиционные приемы, формы и элементы, которые развивалась под влиянием эпохи Ширваншахов.

Взять к примеру медресе (здание, построенное напротив Джума-мечети) — сильно вытянутая постройка, разбитая на множество секций-худжр. Весь фасад обращенный во двор благодаря размещению порталов на разных участках медресе, получил ассиметричное решение. Проёмы входов и все лоджии худжр состояли из стрельчатых арок, вписанных в прямоугольные рамы. Согласно надписи на медресе, оно было построено во времена Ширван шаха Халилуллы I в XV в. По эпиграфическим надписям основных памятников Дербента, имя Ширван-шаха Халилуллы I из дербентской династии, все время доминирует в архитектуре города, а также имена зодчих из Баку.

Наряду с Джума-мечетью в Дербенте были построены ещё во времена арабов в VIII веке первые семь магальных мечетей, которые со временем увеличились до 15. В числе этих мечетей три были построены во времена Ширваншаха Ибрагима Дербенди. Ещё три мечети — в XV веке при Ширваншахе Халилулле I.

Интересной магальной мечетью следует признать Кырхлар-мечеть (XVII век), рядом с воротами Кырхлар-капы. Прямоугольный план, разбитый на центральную часть с большим куполом, пространственная и архитектурно-планировочная композиция Кырхлар-мечети, отличалась строгой симметричностью и развитой внутренней структурой. Главный фасад мечети был подчеркнут центральными порталом со стрельчатой аркой на фоне глухой стены с каменной кладкой чистой тески. В интерьере преобладали стрельчатые формы как в покупольном пространстве, также в боковых секциях. Здесь стилистическая направленность откровенно ширванского зодчества, с местным дербендским оттенком. Подобная мечеть, буквально в архитектурно-планировочной структуре и по времени была построена в селении Бильгях недалеко от Баку.

Одним из древних мемориальных сооружений Дербента является Мавзолей Дербентских ханов (к северо-востоку от ворот Кырхлар-капы), построенный в 1787-1788 г. Фатали-ханом Кубинским для своей жены Туту-Бике.

Вся фасадность мавзолея проявлялась в объемной композиции, с четкой системой построения архитектурных форм. Углы фасадов были выражены в стройных пропорциях стрельчатыми арками, с глубокими нишами входов. Стены между входами были разбиты на плоские ниши арок, заключенные в прямоугольные рамы — мотив характерный для восточного зодчества. Арки основных фасадов были шире боковых, что вносило определенную динамику в общую композицию мавзолея. Над всем господствовал острый стрельчатой формы купол, который придавал мавзолею законченный архитектурный образ, со своими стилистическими особенностями. Мавзолей Туту-Бике отражал многовековое развитие архитектуры города, традиции которого сохранили приемы и формы ширванского зодчества.

Вся архитектура Дербента — жилая, культовая, гражданская и материальная развивалась под эгидой ширванского зодчества. Тяготение Дербента к Ширвану было закономерным явлением как в общественной жизни, так и социально-экономической и культурной. Город входил в состав государства Ширваншахов и это конечно оставило свой след на архитектуре Дербента.

По материалам Ш.Фатуллаева-Фигарова (сборник статей Международной Академии архитектуры стран Востока, Национальной Академии Наук Азербайджана)

Губинское ханство Фатали хана: присоединение Дербента и нескончаемые войны
Дербентское ханство и внешняя политика Фатали-хана Кубинского
Политические отношения Дербента с ширваншахами в IX–XI вв.
«Ворота Судного дня»: Тайны средневекового мусульманского ритуального комплекса в Дербенте