Курьёзы КГБ АзССР: как агент потерялся между Турцией и Кипром

Во времена «оттепели» во многих госструктурах происходили радикальные перемены. Наряду с другими силовыми ведомствами появилась необходимость обновить состав КГБ, в сталинские времена специализировавшегося на репрессиях. Необходимы были профессионально подготовленные интеллектуалы.

Ряды оперативников КГБ СССР и союзных республик, в том числе и Азербайджана, стали пополняться в основном за счет сотрудников с высшим техническим и гуманитарным образованием, прошедшими спецподготовку в закрытых средних и высших учебных заведениях КГБ.

КГБ – организация, безусловно, серьёзная, однако и здесь происходили порой забавные случаи, определенные их них можно было бы назвать «системными курьёзами». Некоторые из них изложил в своей книге Ш.Сулейманов, долгие годы проработавший в КГБ Азербайджанской ССР.

Один из «курьёзов» описал бывший подполковник КГБ Азербайджанской ССР Акиф Гасанов.

Речь идет о Кипре (город Лимассол), где на пляже у А.Гасанова должна была произойти встреча с агентом Первого Главного Управления (ПГУ) – внешней разведки КГБ СССР.

«От этого человека я должен был получить важную разведывательную информацию и передать ему «адекватный гонорар». День, время и место встречи на лимассольском пляже были согласованы заранее. Однако агент на встречу не явился», — вспоминал Гасанов.

Неявка агента могла быть мотивирована целым рядом причин, из которых наиважнейшая – выявленное наружное наблюдение зарубежных спецслужб. Поэтому, если агент не приходил на встречу, это всегда была «заявка на чрезвычайную ситуацию».

«Но агент – человек, он может, например, заболеть. Или, если плохо знает страну и город, в котором должна произойти встреча, опоздать «на рандеву». Поэтому, планируя встречу с агентом, сотрудник ПГУ обязательно заранее обговаривает с ним запасные варианты. Это может быть встреча в том же месте, но в другие день и время. Может, конечно, измениться и место запасной встречи», рассказывал Гасанов.

На греческом Кипре местная контрразведка особо «не свирепствовала», как рассказывал он, поэтому место запасных встреч с агентом оставалось неизменным – пляж города Лимассол.

На следующий день агент вновь не явился на встречу.

«Я же, ожидая встречи с агентом, продолжал, «как на работу» (фактически так оно и было), каждый день ходить на пляж. В Лимассоле я дивно провёл время и могу признаться, что лучшего отдыха, чем та неделя на греческом Кипре, у меня больше не было. Правда, к концу недели в резидентуре ПГУ на Кипре на меня стали коситься. Понять коллег можно – время идёт, а я то ли отдыхаю за государственный счёт, то ли провожу операцию…», вспоминал Гасанов.

К счастью, через неделю агент на встречу явился, и Гасанов получил от него долгожданные разведданные. Причиной же «прекрасного лимассольского ожидания» стала банальная ошибка агента в планировании маршрута в Лимассол.

Гасанов вспоминал: «Агент сначала прилетел в Турцию, оттуда – в Турецкую Республику Северного Кипра. Агент почему-то решил, что каких-либо проблем на пути из Северного Кипра в Лимассол у него не будет. Ан нет – на границе греческого и турецкого Кипра греческие пограничники агента, имевшего в паспорте отметку о нахождении в Турции, «завернули обратно». Пришлось агенту возвращаться в Турцию, оттуда – на Балканы, и только после этого на греческий Кипр, в Лимассол».

Эта ошибка агента в планировании маршрута операцию не сорвала, а Гасанову обеспечила неделю великолепного отдыха на Кипре…

По материалам журнала «Литературный Азербайджан». Из серии «Курьёзы КГБ АзССР»