Г.Алиева
В результате масштабных археологических раскопок античных городищ, поселений и могильников, проводимых в зоне Низменного Карабаха в несколько раз увеличилось количество керамических находок. Керамический материал памятников античного периода разнообразен и разделяется на несколько групп. Каждая группа в свою очередь делится на типы и подтипы. В основу типологических схем для керамического материала обычно берутся различные классификационные признаки: форма, назначение, орнаментация и т.д.
Обнаруженные в результате археологических раскопок керамические изделия были классифицированы в работах многих археологов и этнографов (Агамалиева, Бадалова, Нуриева, и тд.).
Наиболее приемлемой является классификация на основе функционального назначения. Основываясь на данном разделении можно выделить хозяйственную, художественно-оформленную, строительную и бытовую керамику.
Бытовая кухонная керамика обнаруженная на раскопках в Низменном Карабахе в основном была представлена следующими типами: горшки, кружки, миски, чаши. Наиболее распространённым типом бытовой керамики были горшки. Начиная с железного века, форма и способ изготовления горшков оставались неизменными. Горшки античного периода характеризуются широким венчиком с отогнутым краем, низким горлышком, округлым туловом и плоским донышком. Были обнаружены и горшки с лощёной, иногда ангобированной, а также расписной поверхностью.
На территории Низменного Карабаха чаще всего обнаруживались горшки без ручек. Находили например горшки с орнаментом из врезных линий, насечек, каннелюр, а иногда из лепных несложных фигурок на плечиках, горловине и ручках горшков.
Крупные горшки использовались в качестве котлов. Так же, как и кувшины, горшки были обнаружены на территории разных поселений (в культурных слоях поселений и в инвентаре погребений). То, что в погребениях горшки были заполнены костями животных, свидетельствует о приготовление в этих горшках мясной пищи (Галатепе, Гаракобар).
Горшки, выявленные из Шортепе, имели округлый корпус с низкой горловиной, увенчанной утончённым или утолщённым к краю венчиком. Некоторые горшки были светлого обжига. Эти горшки были изготовлены из хорошо отмученной глины с примесью мелкозернистого песка и материала, который при обжиге давал черный цвет.
Например горшочек из из кувшинного погребения некрополя Галатепе — его поверхность орнаментирована красной краской, вокруг тулова проведены две параллельные полоски. Над верхней полоской были нарисованы вертикальные волнообразные линии, а под нижней полоской были 12 изображений, напоминающих солнце с разным количеством лучей. На основании горшка были нарисованы арки. Сосуды с такой орнаментацией часто находили и на других античных поселениях Мильской степи.
Другой экземпляр — обнаруженный у горловины кувшинного погребения некрополя Галатепе горшочек был розового цвета, очень изящно изготовлен из чистой без примеси глины.
По всей окружности горловины была проведена широкая красная линия, а на широкой части тулова нарисованы две параллельные линии. От основания шли вертикальные линии, напоминающие бахромы. Через каждые семь линий нарисована «многоножка». Этот орнамент является специфической для керамики Низменного Карабаха.
Из кувшинного погребения того же некрополя был выявлен ассиметричный, очень красивый горшочек. Его поверхность была орнаментирована параллельными полосками, точками и волнообразными линиями.
Второй тип горшков по форме одинаков, а по объему больше чем первый. Горшки второго типа имели две ручки, которые соединяли край венчика с плечиком сосуда, а также имели сравнительно широкий венчик. Форма, а также этнография этих горшков позволяют считать, что в древности эти горшки использовали для доения коров.
Из Гаратепе был выявлен двуручный горшок красного цвета, имеющий аналогии в Ханларском районе (Гёйгёльский район), в могилах, исследованных Г.О.Розендорфом.
Например был обнаружен один горшок с двумя ручками с богатой орнаментацией. На его поверхности красной краской были нарисованы параллельные линии, геометрические фигуры (ромб, треугольник), а также арки. Эти узоры являются специфическими для данной местности. Здесь нужно отметить, что обнаруженные в результате раскопок в Гаратепе керамические изделия аналогичны с материалами из памятника Сарытепе, что свидетельствует о единой албанской культуре на обоих берегах реки Кура.
К третьему типу горшков относятся сравнительно длинные сосуды с грушевидным корпусом и двумя ручками. Например горшок обнаруженный в одном грунтовом погребении привлекает внимание своим изяществом, симметричностью и изобилием узоров на нём. Некоторые красные линии были повторно проведены тёмно-розовой краской.
На горшке были нарисованы три пары параллельных линий. От верхней линии на плечике в сторону горловины проведены 28 диагональных полосок (зубчиков). Между верхней и средней парами параллельных линий были изображены 37 стрелочек, напоминающих полёт птиц. Между средней и нижней парами линий — треугольные узоры и вертикальные спирали. От нижней линии в направлении основания горшка были нарисованы 8 арок.
Другой горшок, также обнаруженный в Галатепе имел почти такую же форму, но был меньшего размера. На его поверхности также были нарисованы изящные узоры, состоящие из параллельных линий, «многоножки», а также арок. Большинство горшков было выявлено из кувшинных погребений, на левой руке погребённого. Это, вероятно, связано с религиозными верованиями населения Кавказской Албании.
Обнаруженные археологические материалы указывают на то, что на территории севернее Куры роспись использовали меньше, нежели на юге. Для северной части Кавказской Албании было свойственно полностью окрашивать керамические изделия. Для периода эллинизма Кавказской Албании была свойственна монохромная роспись керамических изделий. Изготовленные из светло-красной, темно-желтой, светло-коричневой и оранжевой глины керамические изделия были орнаментированы коричневой и темно-красной краской. Роспись наносилась и прямо на керамику, и на покрытие ангобом.
Изделия албанских гончаров характеризуются изяществом выделки, крепким и равномерным обжигом, сложными формами и богатой орнаментацией. Основным мотивом орнамента были геометрические рисунки, нанесённые прямыми, волнистыми, кривыми линиями, насечками, углублениями, кружками, налепами и прочими элементами. Также одним из ярких элементов в рельефно-декоративном убранстве Кавказской Албании, в том числе Низменного Карабаха, было украшение корпуса сосудов каннелюрами.
Анализ керамики показывает, что на протяжении всей истории Кавказской Албании на её территории не было стабильности в типологии и производстве гончарных изделий. Это в основном зависело от характера и уровня производственных отношений, которые не получили равномерного развития по всей стране.
По материалам сборника “Этнокультурное наследие Кавказской Албании”