Система образования в Азербайджане и на С.Кавказе (вторая половина XIX — нач. XX вв.)

С.Алиева

Северный Кавказ — для Азербайджана географически близкий сосед и регион, связанный с ним с древних времен экономическими, политическими и культурными узами.

Хозяйственно-бытовые связи, торговые отношения и складывавшиеся в разное время военно-политические или родственные союзы способствовали налаживанию постоянных контактов. Общая религия ислам духовно объединяла народы в борьбе с внешними вторжениями.

Прослеживаются н несомненные параллели в развитии духовного и светского образования на Кавказе, особенно при распространении идеи джадидизма и создания новометодной школы для преподавания на родном языке.

Во второй половине XIX столетия татарские ученые и просветители предложили реформировать учебно-воспитательный процесс мусульманских учебных заведений. Основу этого движения составил джадидизм (от арабского джадид — ‘новый’).

В 1883 году по инициативе известного крымско-татарского общественного деятеля н публициста Исмаилбека Гаспринского в Крыму открылась первая реформированная школа, где преподавали по новому методу обучения арабский алфавит и целый ряд светских предметов (история, алгебра и др.).

Такого рода джадидские учебные заведения стали открываться во всех частях Российской империи. в том числе в Азербайджане и на Северном Кавказе.

Последователи джадидизма стремились к обновлению общественной жизни, к преобразованиям во всех сферах жизнедеятельности и культуры. Главной их целью было создание культурно-просветительских учреждений, развитие национальных языков, печатание книг, журналов и газет на национальных языках.

Огромную роль в жизни и просвещении мусульманского населения Российской империи сыграла первая в России газета, издававшаяся на азербайджанском языке — «Экинчи» («Пахарь»). Она была основана Гасан-беком Зардаби (Меликовым) в 1875 году.

В начале XX века и в Кубанской области появляются новометодные школы, в которых было увеличено число светских предметов. Их создателями были молодые люди, получившие духовное образование в Османском университете, в Каире, в Казани и Уфе.

Число представителей интеллигенции из числа преподавателей и общественных деятелей в Азербайджане и на Северном Кавказе росло. Представители российской администрации отмечали, что сформировалась группа лиц со средним и высшим образованием, стремившихся «изобразить собою местную мусульманскую интеллигенцию и оказывать пепосредствешюе влияние на самое управление областью».

Во главе дагестанской коалиции джадидов стоял основатель просветительского общества Асельдор Казаналипов. служивший чиновником особых поручений IV класса при Наместнике Кавказском. Между тем, русские опасались, что местные мусульмане. получив образование, смогут вытеснить русскую администрацию.

В Азербайджане были известны своей деятельностью просветитель Адиль-Гирей Долинев, этнограф, краевед и фольклорист Чах Ахриев, народный учитель Таштемир Эльдарханов, педагог Муслим Магомаев (дел известного советского певца Муслима Магомаева) и др. Надо отметить, что детям горцев (проявивших себя на государственной службе) и некоторых дагестанских мусульман (по выбору военного губернатора, а с 1905 года Наместника области) было разрешено получать образование в училищах Темир-Хан-Шуры, Ставрополя и Баку.

Силами различных просветительско-благотворительных обществ и некоторых состоятельных граждан из числа татарского населения в Дагестанской области были открыты школы с преподаванием на татарском языке, а также национальные типографии, распространявшие среди населения газеты на татарском языке, освещавшие положение дел на Кавказе.

Например, в Темир-Хан-Шуре функционировала новометодная школа с общежитием. В нее принимали мальчиков со всего Дагестана (власти опасались, что начнется «отатаривание» всего Нагорного Дагестана).

Азербайджанский меценат Г.З.Тагиев основал в Темир-Хан-Шуре еще одну аналогичную школу, где обучением детей занимались мусульманские преподаватели, получившие образование в Константинополе.

Известно, что с 1913 года и в Москве (Малый Татарский пер.) на средства азербайджанского нефтепромышленника, миллионера Ш. Асадуллаева был построен дом. ставший культурным центром московских мусульман. В нем размещались школа (основное внимание уделялось изучению европейских и восточных языков, истории, поэзии и музыки), библиотека, музыкальные залы, интернат для бедных и сирот.

Продолжая дело своего насгавника-мецената Г.З.Тагиева (и на его средства), Нурмагомед Шахсуворов в июне 1917 года открыл в Темир-Хан-Шуре педагогические курсы но подготовке учителей для азербайджанских школ. Курсы посещали около 200 человек со всех округов Дагестана.

Благодаря Тагиеву в ноябре того же года в Темир-Хан-Шуре был основан педагогический институт. Надо отметить и тот факт, что училища Дагестанской области подчинялись Бакинской дирекции народных училищ, а она. в свою очередь, Кавказскому учебному округу.

Азербайджанцы учились не только в Баку и в Тифлисе, но и на Северном Кавказе. Так, при Горийской учительской семинарии и при Закавказской учительской семинарии действовали азербайджанские отделения, в Дагестане функционировали русско-азербайджанские школы Бакинско-Дагестанской дирекции народных училищ (именовавшиеся в то время татарскими). Преподавание велось по следующим учебникам: А Черняевский «Ветен дили» («Родная речь»), Р. И. Эфендиев «Ушаг бахчасы» («Детский сад»), Ф. А. Кочарлинский. Р. П. Эфендиев «Тарих мугеддеси» («Священная история»).

В Российской империи, по данным с 1875-го по февраль 1917 года, издавалось 172 наименования мусульманских газет и журналов, из них большинство на азербайджанском (60) и на языке казанских татар (63). Для сравнения надо указать, что на многих других языках гораздо меньше, например, на осетинском (1). Из вышедших в свет 435 печатных изданий более 66% было опубликовано также на азербайджанском и татарском языках.

В марте 1917 года Ставропольское мусульманское общество выпустило воззвание к мусульманам Ставропольской губернии и всего Северного Кавказа. В нем помимо призыва поддержать Временное правительство отмечалось, что надо следовать за образованными людьми и выставить на выборы в Учредительное собрание достойных и грамотных людей — «Учитесь от колыбели до могилы, отправляйтесь за знанием, если бы даже оно было в Китае, ибо знание человека есть неистощимое богатство».

Двадцатого апреля 1917 года в Казани начал свою работу Всероссийский съезд учителей-мусульман. А 24-27 апреля там же состоялся Всероссийский съезд мусульманских женщин, в работе которого участвовало 300 делегатов от Кавказа, Поволжья, Крыма, Казахстана, Туркестана и Сибири. Передовые члены мусульманского общества стремились улучшить положение и образование мусульман.

В Баку 5-12 мая 1917 года прошел Первый съезд учащихся-мусульман Кавказа; 21 мая его участники учредили ЦК и фонд учащихся-мусульман Кавказа. Заседавший в Петрограде ЦК ВМС (Икомус) установил с ними связь. В тоне 1917 года в Чечне возникло Общество распространения просвещения среди чеченцев под началом Т. Э. Эльдарханова.

Получило широкое распространение движение мусульманских учащихся и учителей России. Так, в начале августа 1917 года в Казани состоялся Второй всероссийский съезд учащихся-мусульман. на котором был избран Всероссийский центральный мусульманский студенческий комитет; 3-5 августа проходил Второй съезд учителей-мусульман.

В Баку с целью сбора пожертвовании для строительства школы к мечети прибыла представителышца татарского культурно-просветительского и благотворительного общества Д. А. Хамзина (Ростов-на-Дону). Комитет бакинских мусульманских общественных объединений издал постановление помочь ростовским мусульманам.

Кроме перечисленных духовных и светских учебных заведений, вторая половина XIX начало XX века ознаменовались открытием библиотек. театров, появлением соответствующих направлений в книгоиздании, журналистике, музыкальном искусстве.

Азербайджан и народы Северного Кавказа получили возможность приобщения к достижениям европейской цивилизации. Был дан импульс к формированию аналогичных сфер их жизнедеятельности, приспособленных к северокавказским и азербайджанским историкокультурным условиям.

По материалам научного журнала «Культурная жизнь юга России»