Являясь выпускником Горийской Учительской Семинарии, интеллигентом, просветителем, педагогом, публицистом своего времени, Теймурбек Байрамалибеков (1862-1937) был также выдающимся историком, этнографом и краеведом.
По окончании учебного года он обходил свой край, деревню за деревней, собирая услышанные в народе рассказы. Байрамалибеков очень ответственно относился к вопросам сбора, издания и распространения образцов фольклора. Автор скрупулезно указывает источник собранного материала – из какой деревни, кем рассказан, когда записан.
Значительный интерес для культурологов, фольклористов, краеведов и этнографов могут представлять записанные Т.Байрамалибековым народные поверья и легенды.
Конечно не обходил он внимаем и сферу с которой был очень хорошо знаком — образование. Уже после прихода в Азербайджан советской власти, в 1935 г., за два года до своей смерти, он написал небольшую заметку про «Персидско-тюркское училище «Бехджат».
Вот что он писал:
«Так как царское правительство абсолютно запрещало тюркам иметь свои национальные школы для обучения своих детей родному языку, то местная тюркская интеллигенция обратилась к ленкоранскому персидскому консулу с просьбою об открытии в Ленкорани персидского училища, обязавшись принять все расходы по содержанию последнего на себя, дабы родители могли дать своим детям первоначальное образование на родном языке.
По ходатайству ленкоранского консула Исмаил хана была открыта 15-го сентября 1907 года просимая школа с пятигодичным курсом под названием «Бехджат», где преподавались следующие учебные предметы: персидский, тюркский, арабский и русский языки, шарият, арифметики и география. Всех учителей было пятеро, а число учащихся доходило до 200.
Хотя школа официально считалась персидскою, но иранское правительство вовсе не отпускало никаких средств на содержание ее, и потому она существовала исключительно на добровольные ресурсы местного населения, которое аккуратно платило жалование учителям и уборщику, помогая бедным ученикам одеждою, обувью, учебными вещами.
Все дети учились бесплатно, носили персидскую ученическую форму одежды, имея на папахах (шапках) иранский герб «Льва и Солнца». Инспектировал школу ленкоранский консул Мирза Исмаил Тавризи, посещавший ее ежедневно, благодаря чему она была поставлена образцово, во всех отношениях.
Несмотря на трехгодичное функционирование ее, ученики научились свободно говорить и писать по-русски, по-фарсидски и по-арабски благодаря соревнованию учитеелй и бдительному надзору за ними.
Невзирая на высокое культурное значение этого училища в распространении просвещения среди аборигенов, губернская полицейская администрация, во главе которой состоял тогда бывший губернатор Алышевский, закрыла в 1910 году за распространение социалистических и антицарских идей, находя ее существование вредным и опасным для благополучия самодержавного монарха и престола, называя ее революционным гнездом, вследствие чего, тюркские дети опять остались на улице без обучения родному языку, ведя беспризорную пагубную жизнь.
Байрам-Алибеков Теймурбек. 12-октября 1935 года»
По материалам книги “Теймур бек Байрамалибеков. Избранные произведения”