Узеир Гаджибеков родился в Агджабеди 5 сентября 1885 года. Первые свои, еще неуверенные шаги он сделал в одном из живописнейших уголков Азербайджана городе Шуше — колыбели азербайджанской музыкальной культуры, родине многих выдающихся поэтов, ашыгов и ханенде.
Впоследствии, вспоминая в своих записях об этом периоде жизни, Гаджибеков признается, что в детстве обладал довольно красивым голосом и, стараясь подражать профессионалам, напевал мугамы и теснифы. В Шуше тех далеких, дореволюционных времен школьник Узеир выступал с песнями в изредка представляемых здесь спектаклях.
Это были первые шаги в искусстве будущего основоположника профессиональной музыки, талантливого педагога, композитора, театрального и общественного деятеля. По достижении Гаджибековым 12 лет его определили в школу известного просветителя Гашимбека Везирова.
Закончив в течение двух лет эту школу, он решил для продолжения своего образования поступить на учебу в Закавказскую учительскую семинарию. Но условия приема в семинарию были тяжелыми. Сюда принимали только детей знатного происхождения, беке кого сословия. Гаджибеков же был всего-навсего сыном бедного сельского писаря. Но родственники, близкие к семье люди собрали средства и выправили Узеиру «бекское свидетельство».
Известная поэтесса того времени Хуршид Бану Натаван первой проставила свою подпись под «Свидетельством». В конце августа 1899 года Узеир Гаджибеков приехал в Гори, и, успешно сдав экзамены в Закавказскую учительскую семинарию, был зачислен в низший подготовительный класс семинарии.
Наиболее любимыми занятиями Гаджибекова в семинарии были уроки музыки. На них учащихся семинаристов обучали песенному исполнительству, а также игре на различных музыкальных инструментах. Гаджибеков начал со скрипки. Ему казалось, что легче всего научится играть на скрипке. Видимо потому, что она немного напоминала тар, немного — саз, а по манере игры — кеманчу.
Спустя некоторое время он научился играть на баритоне и виолончели. Руководство заметило необычайные музыкальные способности юного семинариста, Гаджибеков был принят в семинарский оркестр. Выступления в оркестре в какой-то мере помогли ему овладеть некоторыми навыками профессионального исполнения западно-европейской классической музыки, а также освоить единое, органичное звучание оркестровых инструментов.
В 1904 году он завершил учебу в семинарии, получил свидетельство профессии преподавателя, среди под писей которого были и имена его любимых учителей Фирудинбека Кочарли и Рашидбека Эфендиева. В тот год мусульманское отделение семинарии окончили семнадцать человек.
Фирудинбек Кочарли в газете «Восточная Русь» с радостью писал об этом событии, о своих питомцах, и особо отмечал среди них четырех воспитанников — уроженцев Шуши, в числе которых упоминался и Узеир.
10 июля 1904 года в письме к своему учителю по семинарии Узеир Гаджибеков писал о том, что получил назначение в Джебраилъский уезд, в третий параллельный класс Гадрутской школы.
Молодой учитель проработал в этой школе всего год. В этот период он не ограничивался только преподаванием уроков, но и нашел применение своим способностям в другой сфере деятельности — писал небольшие очерки и информации о жизни и быте деревни и посылал их в газету «Каспий», издаваемую в Баку. Эти статьи печатались в газете за подписью «У» и были первыми «ласточками» публицистической деятельности молодого Гаджибекова.
Более широкие возможности для распространения просветительства, совершенствования методов обучения представляла для Гаджибекова атмосфера Баку. В 1905 году он переезжает сюда. Первое время Гаджибеков преподавал в Биби-Эйбатской школе, затем стал давать уроки в городской школе Саадат.
Журналистская деятельность Гаджибекова, начатая им в Гадрутской школе, продолжилась и в Баку. Начиная с сентября 1905 года Гаджибеков много и полезно трудится на литературном поприще, помещая статьи в только что начавшей издаваться газете «Хаят» под псевдонимами «Переводчик Узеир», «Узеир», «У».
Спустя некоторое время он был принят на работу в редакцию этой газеты на должность переводчика. Интерес, проявляемый им к переводческому делу еще с семинарской скамьи и способности в этом деле полностью проявились на практике. Тематика, идейная направленность его работ становятся все глубже, содержательней, серьезней, он переводит на азербайджанский язык проблемные статьи, едкие фельетоны, интересную информацию и помещает их на страницах газеты.
Уже не ограничиваясь небольшими критическими статьями, он переходит на расказы и фельетоны. Газета «Иршад» в этом смысле открывала для него широкие перспективы. И первый рассказ Гаджибекова «Пристав ага», опубликованный на страницах этой газеты под псевдонимом «Узеир», сделал его сотрудником «Иршада». Ему доверили должность ответственного секретаря. В течение нескольких месяцев Гаджибеков публиковался открытой подписью. Но острота критических статей, сила воздействия и едкий смех его фельетонов требовали новых анонимных подписей.
Гаджибеков обладал врожденным универсальным талантом и применял его в различных сферах деятельности. Он не испытывал больших трудностей в выборе тематики, поисках и находках новых форм для её воплощения.
На страницах газет «Иршад», «Тарагги»( «Прогресс») Узеир Гаджибеков опубликовал бесчисленное множество фельетонов под псевдонимом «Некто», который читатели газеты «Иршад» увидели 16 марта 1906 года. «Некто» выбрал для своих публикации довольно оригинальный заголовок: «Оттуда-отсюда» (Ордан-бурдан). Разнообразные по форме публикации, выходящие под этим заголовком, читались с захватывающим интересом и завоевали большой авторитет среди интеллигенции и просветителей.
Они, по выражению народного писателя Мирзы Ибрагимова, «…знакомили народ, широкие трудящиеся массы с полезными новостями и насущными проблемами». Надо отметить, что в этих же газетах Гаджибеков публиковался и под другими именами. Но все же основное место занимали его фельетоны и публицистика под псевдонимом «Некто».
В декабре 1909 года в Баку начала выходить газета под названием «Агигат» («Правда»). Гаджибеков стал её редактором и одновременно ответственным секретарем. Удачно совмещая эти две должности, он отдавал этой газете много сил и энергии.
В частности им были открыты в газете новые рубрики: «Оттуда-отсюда» превратилось в «Туда-сюда». Появились новые имена-псевдонимы «Один», «Два», «Узеир», «Три», «Четыре», «У», «Пять», «каждый» и другие. Хотя тематика, форма и псевдонимы под этими зарисовками, рассказами, фельетонами и переводами были разными, цель у них была одна — служение народу, во имя его счастливого, свободного будущего.
«Некто» публиковал свои острые фельетоны на злободневную тему и в газетах «Игбал», «Ени игбал», «Иттихад». Одно время Гаджибеков редактировал газету «Ени игбал», а позже и «Азербайджан». И как всегда, он искал и находил для этих газет новые темы, оригинальные заголовки и забавные псевдонимы.
Подводя итоги всей журналистской деятельности Узеира Гаджибекова можно так охарактеризовать её: в газете «Хаят» («Жизнь») он символически проложил дорогу к новой жизни, в «Иршад» освещал «темные» стороны общественных явлений, в «Тарагги» («Прогресс») проследил путь народа к прогрессу, в «Агигат» («Правда») в обстановке бесправия утверждал человеческое достоинство и справедливость, в «Игбал» («Судьба») задумывался о завтрашнем дне нации, в «Азербайджане» мечтал видеть родной край свободным, самостоятельным.
В годы становления советской власти его выступления на страницах газет и журналов стали носить еще более глубокий, философско-научный и общественно-политический характер.
По материалам книги Г.Мамедли, Р.Гулиева