Диковинка 1914 года: Александровские купальни в Баку

Эмиль Лев

Баку – столица Азербайджана, а раньше центр Бакинского ханства – в 1806 году был присоединен к Российской империи. Во второй половине XIX века этот небольшой феодальный город в короткий срок выдвигается в число крупнейших экономических и промышленных центров царской России.

Обладая крупнейшими нефтяными залежами, в разработку которых вкладывались огромные капиталы российских и иностранных фирм, Баку находился в состоянии бурного экономического подъема.

Если в 1855 году территория города, ограничивавшаяся тогда крепостными стенами Ичери Шехер, составляла всего 6 га, то в 1898-м он занимал уже 900 га. За этот же период население Баку увеличилось с 8574 до 150,000 человек. По темпам роста населения Баку к 1910 году оставил позади такие ведущие промышленные центры, как Париж, Лондон, Нью-Йорк.

По мере расширения территории города в его планировке и застройке появляются новые элементы: общественные сады, скверы, площади, бульвары, прямые магистральные улицы с монументальными зданиями европейской архитектуры.

После разборки крепостной стены со стороны моря (1860 г.) стала формироваться набережная Александра II (позднее проспект Нефтяников), непосредственно примыкавшая к Ичери Шехер. Эта магистраль стала предметом особого внимания городской управы, тем более что здесь находилась квартира и резиденция губернатора.

Роль Александровской набережной в архитектурном облике и планировочной структуре города особенно возросла после того, как расширили береговую полосу, и на насыпном берегу был разбит великолепный бульвар (1909; Ш.С.Фатуллаев. «Градостроительство Баку XIX начала XX века»).

В 1914 году напротив бульвара по проекту Николая Баева (1878-1949), гражданского инженера, в то время главного архитектора Баку, были построены Александровские купальни. С набережной в просветах и сквозь зелень открывались «в виде изящного летнего дворца» (газета «Каспий», 1914 г.) легкие деревянные купальни, сооруженные на сваях.

Проект городской купальни. 1914 г.

Купальни действительно привлекали внимание свое оригинальной архитектурой. Построенные среди множества пристаней, постоянно заваленных товарами, они преобразили вид побережья.

Газета «Каспий» писала: «Новые бакинские купальни представляют из себя замечательно красивое сооружение на воде. Такой красивой и обширной постройки на воде не имеется нигде в Европе, если не считать Ниццы».

Собственно говоря, восторженным отзывам об этой новой постройке удивляться не приходится. По проектам архитектора Н.Г.Баева в Баку были построены театр оперы и балета Маиловых (1911 г.), здание больницы им. Мусы Нагиева (1914-1918 гг.), Сабунчинский вокзал (1924 г.) первой в Советском Союзе электрической железной дороги.

Бакинские купальни, или просто купальня, как называли бакинцы это сооружение, стала неотъемлемой частью жизни многих поколений горожан.

В плане купальня имела форму якоря. Находясь на немалом расстоянии от берега, она соединялась с сушей посредством широкой эстакады с установленными на ней бульварными скамейками. Строго симметрично купальня делилась на женскую и мужскую половины.

В каждой из них были бассейн с полом для не умеющих плавать, лестница в открытое море, трамплин для прыжков, а также индивидуальные номера с лестницей, ведущей или в бассейн, или в открытое море. В каждом из номеров имелся душ с пресной водой, но и в общей части имелись душевые и раздевалки.

Кроме того, на крышах павильонов находились солярии или, как их называли, «загоралки». Они пользовались успехом у бакинских красавиц, поскольку в них можно было приобрести идеально ровный загар.

В общей секции всегда стоял гомон, в бассейне плескались дети, а взрослые состязались в прыжках с трамплина. Более солидная публика, папаши с детьми предпочитали отдельные номера. Имелось еще и ванное отделение с подогретой морской водой, которое функционировало зимой, когда купальня закрывалась. У кассы в это отделение всегда выстраивалась очередь пожилых посетителей.

Открытия сезона в купальне с нетерпением ждали школьники. Обычно она открывалась в 20-х числах мая, с окончанием учебного года. Многие прямо после работы приходили в купальню и, освежившись, сбросив усталость, шли домой обедать.

В жаркие летние вечера здесь было особенно оживленно, все скамейки на эстакаде бывали заняты. Здесь, вдали от берега было прохладнее, чем на аллеях бульвара. В центре здания купальни и на террасе второго этажа работали буфеты, где подавали бочковое пиво в больших графинах и почему-то только красное вино «Алшараб».

В те далекие годы дорога из города до замечательных абшеронских пляжей отнимала много времени и сил. Купальня же находилась в самом центре города, и трудно недооценить ее роль на протяжении почти 35 лет существования.

Известно, что уровень воды Каспия непостоянен. Когда строили купальню, уровень воды повышался, так что древнее здание караван-сарая, ранее находившееся на почтительном расстоянии от берега, оказалось полностью под водой.

К 1950-м годам вследствие резкого понижения уровня Каспия сваи купальни «вылезли» из воды, решетчатый пол бассейнов оказался над водой. Купальня стала непригодна для отправления своей основной функции и была снесена.

Вдобавок городские власти вынуждены были также снести соседние пристани, где размещались «Яхт-клуб», спортивное общество «Водник» и др. Привычный архитектурный облик бакинской набережной изменился, и по мере внесения современных элементов она приобрела совершенно новый вид.

По материалам журнала IRS Наследие