А.Кулиев
Основную и самую многочисленную группу источников по истории Сефевидского государства составляют персоязычные хроники, написанные представителями разных народностей, в том числе и азербайджанцами.
Одним из таких источников является сочинение сефевидского историка Касым-бека Хайати Тебризи «Тарих» («История»).
В научной литературе Хайати Тебризи впервые упоминался индийским ученым Гуламом Сарваром в его книге о шахе Исмаиле I. Однако, как пишет Гулам Сарвар, «он не смог найти сочинение Хайати Тебризи». Сочинение Хайати Тебризи не вошло в обзор персидской литературы английского востоковеда Ч.Стори, где указано более семидесяти таких сочинений, известных в разных списках.
Уникальная рукопись сочинения Хайати, которая переплетена вместе со значительной частью третьего тома «Хабиб ас-сийар» Гийас ад-Дина Хандамира, в свое время была отдана на хранение Национальной библиотеке Исламской Республики Иран в Тегеране.
В каталоге данной библиотеки эта рукопись была ошибочно распознана как анонимная история шаха Исмаила XVII века. Хотя Хайати назвал свою работу просто «Тарих», но в библиотеке ее каталогизировали под условным названием «Тарих-е Шах Исмаил».
Сведения о Хайати Тебризи крайне скудные. Кази Ахмед Куми в «Хуласат ат-таварих» («Краткое описание истории») упоминает сочинение Касым-бека в числе своих первоисточников. Куми называет Хайати «Мавлана», что в переводе с арабского означает «наш хозяин» или «наш учитель».
Согласно сефевидскому принцу и автору «Тохфе-е Сами» («Подарок Сама») Саму Мирзе (1517-1567), «отец Хайати был помощником судьи, но Хайати не пошел по стопам отца и стал поэтом, писцом и каллиграфом». В своём труде Хайати ни разу не упоминает свое имя.
Большая заслуга в изучении и вовлечении в научный оборот сочинения Хайати принадлежит ученому Колумбийского университета (США) Киомарсу Гереглу. Он в частности отмечает, что «на основе произведения Сейида Али Хасан хана «Собх-е Гюльшан» можно установить, что его имя было Касым».
«Тарих» охватывает период между временем основания суфийского ордена Сефевиййе под руководством Шейха Сафиаддина Исхака Ардебили (1252-1334 гг.) и первыми годами правления шаха Исмаила I (1501-1524 гг.). В предисловии к своей истории он называет себя «служащим, разбитым стрелами беспощадных времен».
К.Гереглу, ссылаясь на это выражение, полагал, что во время составления своего исторического сочинения весной 961 года по хиджре (1554 г.) он работал старшим чиновником при дворе шаха Тахмасиба I (1524-76). Затем Хайати добавляет, что изначально шах Тахмасиб поручил ему написать историю ранних Сефевидов, но позже шах поручил ему посвятить окончательный вариант своего труда принцессе Мехин Бегим, родной сестре шаха Тахмасиба, «самой старшей из шестнадцати дочерей шаха Исмаила» от Таджлы Бегим Мосуллу.
Хайати является одним из самых ранних сефевидских летописцев, который осуществил свое повествование в рамках династической истории. Его сочинение структурно можно разделить на две части. Первая часть, в которой кратко изложена история суфийского ордена Сефевиййе в XIV и XV веках, состоит из трех разделов.
Вторая часть посвящена периоду истории Сефевидов со времен принятия шейхом Джунейдом духовного лидерства («иршад») в ордене Сефевиййе в начале 1450-х годов до похода шаха Исмаила в Багдад в 1508 г. Переписчик утверждает, что «переписывание рукописи было завершено 1 шабана 1039/16 марта 1630 г. по пути из Тебриза в Ардебиль».
Сочинение Хайати Тебризи содержит уникальные подробности относительно истории ардебильского святилища Сефевидов, проливает свет на назначение, время постройки и место-положение целого ряда зданий, возведенных в святилище в течение XIV – начала XVI веков.
Текст летописи также содержит перечень смотрителей («мутавалли») ардебильского святилища Сефевидов в течение рассматриваемого периода. Хайати дает подробную информацию о семье шейха Сафи, а также его ближайших потомков. На протяжении всего своего труда он называет Джунейда шахом, нарекая его присущей правителям куньёй (титул) Абуль-Фатх («Отец Победы»), а шейха Гейдара – эпитетом «Шуджа ад-дин» («Защитник религии»).
Сочинение Хайати Тебризи также содержит подробный рассказ о побеге Исмаила из Ардебиля. Как указывает Хайати, этот рассказ основан на личных свидетельствах тех суфийских воинов, которые либо были очевидцами тех событий, либо принимали непосредственное участие в сопровождении Исмаила в дороге из Ардебиля в Лахиджан.
По мнению К. Гереглу, сефевидский историк Хасан-бек Румлу в своем труде «Ахсан ат-таварих» («Лучшая из историй», 1577 г.) использовал значительные части сочинения Хайати, в частности о восшествии шаха Исмаила на престол, не цитируя его в качестве своего основного источника.
Сочинение Хайати также проливает свет на военные кампании шаха Исмаила в центральном Иране. Новые подробности представлены в его истории о завоевании Сефевидами Кашана, Кермана, Дамаванда, Астрабада, Исфахана и Йезда.
Согласно К.Гереглу, рассказ Хайати о походе Сефевидов в Багдад в значительной части совпадает с «Футухат-и шахи» («Шахские победы») Ибрагима Амини и «Хабиб ас-сийяр» («Друг жизнеописаний») Гийас ад-Дина Хандамира.Тем не менее, сочинение Хайати содержит дополнительные подробности о дружеских отношениях шаха Исмаила с племенами арабских шиитов в провинции арабского Ирака, таких, как Бану Мозахем, Бану Mосаед и клан Бану Иса из сейидов Кербелы.
Сочинение Хайати завершается кратким разделом о ранней стадии похода шаха Исмаила в Хузистан. Особое внимание в нем уделяется дружеским отношениям между Сефевидским шахом, правителем Шустара Файйаз бин Мухаммад Наср-Аллахом и его визирем Мир Шуджа ад-дин Асад-Аллахом Шустари.
Труд Хайати Тебризи является одним из важнейших источников по истории первых Сефевидов.
По материалам аз. журнала «История и ее проблемы»