Общественно-научная деятельность азербайджанского ученого и врача Мухаммеда Табризи является одной из ярких страниц медицинского прошлого Ирана и Южного Азербайджана. Он был видным представителем медицинской науки Южного Азербайджана XIX столетия, и сыграл большую роль как в сближении восточной медицины с западной, так и в развитии научной медицины в самом Иране.
Табризи родился в азербайджанской семье приблизительно в 1805 г., и и скончался в 1885 г, оставив после себя ряд интересных трудов по медицине.
В одной из его книг — «Джавахеру-л-Хекма» — большое место отведено внутренним болезням.
Табризи был противником примитивного эмпиризма, отстаивал научный подход к клинической медицине. Ученый в своих трудах предъявляет высокие требования к врачу и подчеркивает, что он должен хорошо и всесторонне знать этиологию, клинику и течение болезней.
При ограниченном количестве методов исследования, которыми располагала медицина в Иране во времена Табризи, ученый довольно часто говорит о необходимости использования всех путей распознания болезней, основательного исследования больного.
Методам исследования больного и изучению признаков болезней, их патофизиологической сущности Табризи придает большое значение. Касаясь вопроса диагностики заболеваний, Табризи советует сначала выяснить сущность заболевания. Он говорил, что «болезнь возникает с изменением функций одного или нескольких органов». Болезни он делил на острые и хронические, давая при этом описание их клинических симптомов.
Придавая большое значение диагностике болезней, Табризи пишет: «Распознание болезней — есть важнейшая задача: для правильной диагностики болезней врач должен иметь глубокие познания о клинике и течений болезней».
По мнению Табризи, после ознакомления с симптомами болезней, врач должен приступить к выяснению сущности основной болезни.
Собиранию анамнеза Табризи придавал большое значение, указывая: «Если врач внимательно, терпеливо расспросит больного, то диагноз выяснится, и лечение его будет плодотворным. После этого надо перейти к объективному исследованию, в первую очередь обратить внимание на строение тела и кожные покровы».
При выяснении анамнеза Табризи рекомендует не увлекаться первым впечатлением. Он предлагает сначала уточнить больное место, характер боли, время возникновения болей, их продолжительность, расспросить о причинах, которые вызвали данную болезнь.
При обследовании больных, Табризи опирается на систему методического исследования.
Он писал: «При изучении симптомов болезней и болезненных форм, необходимо знать и помнить, что болезни протекают весьма разнообразно. Одна и та же болезнь у различных людей развивается и заканчивается неодинаково. Иногда болезнь протекает с обильно выраженными симптомами, а иногда их очень мало. У одних какая-либо болезнь протекает легко, у других та же болезнь протекает очень тяжело, поэтому и исход одной и той же болезни бывают различными.»
Из изложенного становится очевидным, что Табризи большое значение придавал методу исследования больного, учению о признаках болезни и их патофизиологической сущности, излагая при этом теорию врачебного мышления.
Деля осмотр на общий и местный, Табризи предлагает производить его по следующей схеме: при общем осмотре необходимо прежде всего обратить внимание на телосложение, кожные покровы, на окраску слизистых оболочек и одновременно уделить внимание отдельным участкам организма: форме головы, выражение лица, губам, строению шеи, формам грудной клетки.
При обследовании пищеварительной системы важное, диагностическое значение Табризи придает состоянию языка. У здорового человека язык влажен и мягок, свободно передвигается в полости рта, имеет бледно-розовую окраску, на его поверхности не бывает никакого налета. Температура языка соответствует температуре остальных участков организма. У больных же людей — цвет языка меняется, становится синюшным или покрывается белым налетом.
Далее Табризи отмечает, что средняя часть языка становится бледной, а края и кончик языка окрашивается в алый цвет, это указывает на наличие повышенной температуры. Если же он весь становится красным и сухим, то это говорит о воспалительных процессах пищеварительных путей.
Табризи отмечает, что наряду с осмотром языка врач должен произвести тщательный осмотр полости рта, ее слизистой нёба. Врач должен также расспросить больного об испражнениях (моче, кале), установить их цвет, поинтересоваться их суточным выделением.
При осмотре больных, Табризи советует обратить внимание на симптомы, которые наблюдаются при заболеваниях легких и плевры, в частности, обратить внимание на частоту дыхания, на имеющиеся боли, на отдышку и кашель.
При исследовании сердечно-сосудистой системы Табризи отдает предпочтение пальпации сердца и пульсу. Определять пульс он советует на тех артериях, которые расположены неглубоко и не прикрыты мышцами, прилежат к кости; лучше всего поэтому соответствует лучевая артерия. При прощупывании пульса, Табризи обращает внимание на его ритм, частоту, наполнение, напряжение, величину, скорость подъема и падения, а также на состояние стенки лучевой артерии.
Табризи отмечает, что при заболеваниях организма могут наступить и мозговые явления: головные боли, бред, бессонница, потеря чувствительности, нарушение пространственного движения и тд.
Останавлиясь на диагностическом значении температуры, Табризи указывает что в прошлом о причинах возникновения температуры существовали различные взгляды.
Некоторые представляли лихорадку как самостоятельное заболевание. Не соглашаясь, в принципе с ними, и подходя к этому вопросу критически, Табризи говорит, что лихорадка — это не болезнь, но является симптомом заболевания, и при воспалительных процессах, кроме лихорадки, имеюся учащения пульса, общее недомогание, слабость в конечностях, сухость во рту, и тд. При исчезновении воспалительного процесса указанные симптомы также исчезают.
По мнению Табризи, «там где имеется воспалительный процесс, происходит увеличение жизнедеятельности органа, в результате чего увеличивается приток крови, поэтому в этих тканях увеличивается покраснение, повышается температура, и тд. Повышение же жизнедеятельности в одном месте влечет за собой уменьшение таковой в другом, в результате чего происходит нарушение равновесия жизненных сил и появляется общая слабость.»
Разбирая вопрос о лечении болезней, Табризи предлагает производить его по принципу урегулирования нарушений и восстановления равновесия.
Далее Табризи говорит об говорит об инфекционных болезнях. Он описывает клинику лихорадки, течение и способы ее лечения. Далее он отмечает, что периодическая лихорадка часто встречается в местах, находящихся вблизи болотных мест и стоячих вод. Она наступает в определенные периоды и приступообразно.
Приступы лихорадок Табризи делит на 3 периода: период озноба; температурный период; период потоотделения. Промежутки между этими периодами могут быть регулярными и нерегулярными. В эта время больные чувствуют себя лучше. При описании лихорадок, Табризи подразделяет их на однодневные, двухдневные, трехдневные и четырехдневные, из них техдневную лихорадку он считает самой тяжелой формой.
Иногда при лихорадках имеют место и сердечные симптомы. В этих случаях болезнь носит название плохой лихорадки (Хумае-Хабисе). Такая лихорадка сопровождается ознобом, который иногда бывает продолжительным и сильным, но более получаса не длится. При этом температура резко повышается и держится в течение 15—30 минут. У таких больных появляются головные боли, боли в поясничной области, спине, слабость в конечностях и недомогание.
Табризи останавливается также на вопросе лечения малярии. Он одним из самых ценных средств считает хинин и его препараты, а при их отсутствии предлагает принимать смесь коры таких деревьев, как ива, дуб, и олива, прокипяченную с кислой микстурой тамаринда.
Говоря о постоянной лихорадке (Хумае даима), Табризи подробно описывает этот тип болезни, называя такую лихорадку наиболее опасной: «Она может сопровождаться заболеваниями пищеварительного тракта, особенно тонкой кишки. Этот тип лихорадки подразделяется на несколько видов: воспалительная; желчная (при заболевании печени и желчного пузыря); слизистая (при воспалении слизистой оболочки желудка); плохая (наблюдается при брюшном тифе).»
При описании причин этого заболевания, Табризи отмечает, что оно больше распространено вблизи сырых мест и в местах большого скопления людей.
Излагая свои взгляды на чуму, Табризи отмечает, что это очень заразное заболевание и для предотвращения его аспространения необходимо проведение строгого карантина в течение 40 дней.
Довольно подробно ученый освещает вопрос о лечении лихорадки. При описании лихорадки (Хумае Таунийе) он рисует также картину течения, клиники и лечения так заболеваний, как чума и холера.
Далее Табризи дает описание изнурительной лихорадки (Табе дегги), которую он называет хронической или слабой. Температура здесь появляется в результате перенесения таких хронических заболеваний, как туберкулез, хроническое воспаление желудка, печени, кишок, мочевого пузыря и остеомиелит.
Лихорадку «Хейза» или «Хумае Асфар» Табризи считает самой опасной; эта лихорадка возникает при холере. Наибольшее распространение она получила в Индии, но впоследствии распространялась по всему миру. Табризи дает подробное описание клиники, течения, лечения и профилактики этого заболевания.
При разработке вопроса о разновидностях поноса, Табризи подробно останавливается на кровяном поносе-дизентерии, указывая при этом причины, клинику и способы предупреждения болезни.
Табризи также останавливается на желудочно-кишечных заболеваниях. При описании этиологии воспаления желудка, автор придает большое значение механическому раздражению и делит это воспаление на острое и хроническое, одновременно давая понятие о клинике и течении язвы и рака желудка.
Описывая один из характерных симптомов желудочных заболеваний — рвоту, Табризи указывает, что рвота — это не самостоятельное заболевание, а является симптомой болезни.
Он пишет: «Она может появиться при диспепсических явлениях, интоксикациях, глистных заболеваниях, патологических заболевания головного мозга, а также рефлекторным путем через органы чувств: зрение, слух, ощущение, осязание и вкус. Если рвота принимает постоянный и стойкий характер, это свидетельствует о наличии в желудке опухоли (рака).»
По мнению Табризи, если рвота обусловлена заболеванием желудка, надо произвести промывание его, дать больному мятные капли, лимонный сок или капли опиума вместе с сахарным спиртом. Если же появление рвоты связяно с другими причинами, необходимо лечить основное заболевание.
Далее он затрагивает заболевания печени и желчного пузыря, при этом автор дает описание этиологии, клиники, течения и лечения указанных болезней. Подробно останавливается Табризи на описании форм желтухи, причинах запора.
При изложении вопроса о перитонитах и накоплении жидкости в брюшной полости, Табризи объясняет причины их возникновения. Ученый считает, что причиной на копления жидкости в брюшной полости являются заболевания сердечно-сосудистой системы, хронические заболевания перитона, печени и почек. Он указывает, что врач должен уметь глубоко разбираться в вопросах диагностики, чтобы суметь определить этиологию водянки.
Установление наличия жидкости в брюшной полости Табризи предлагает производить следующим образом: положив руку с одной стороны живота, другой рукой ударить по животу с противоположной стороны; при наличии жидкости врач почувствует «волну» ее перемещения с одной стороны на другую.
Табризи также дает описание заболевания почек, легких и плевры, подробно останавливаясь на этимологии, клинике, течении и лечении их. Рассматривая заболевания легких, он разъясняет причины вызывающие кашель, кровохаркания, выделения мокроты; подробно останавливается на туберкулезе легких, дает картину течения его, обьясняя пути заражения. Большое значение в распространении туберкулеза Табризи придает наследственности. Здесь же ученый описывает бронхиальную астму.
Говоря о сердечно-сосудистых заболеваниях, Табризи подробно описывает их, раскрывает причины сердцебиения, обышки, аритмии т.д. При сердечно-сосудистых заболеваниях он рекомендует в основном применять препараты дигиталиса, инфузии ромашки и местное кровопускание.
К внутреним болезням Табризи относит также нервные, инфекционные, детские, женские, кожно-венерические, глазные болезни, болезни уха, горла и носа, полости рти, зубов, заболевания суставов и глистные болезни. Он систематизировал их в отдельные группы, давая при этом описание этиологии, клиники, течения и лечения этих заболеваний.
По материалам книги Н.Кудари «Мирза Мухаммед Табризи»