О появлении топонима «Азербайджан»: исторический взгляд

Ф.Ахмедова

Бытующее нервозное отношение к словосочетанию «Северный Азербайджан» следует объяснять сугубо политическими соображениями: заинтересованные стороны в определенные моменты применяют его, искусственно создавая на ровном месте «проблему».

Словосочетание «Северный Азербайджан» подразумевает часть целого и закономерно предполагает существование также Южного Азербайджана. Поскольку в настоящее время территория, к которой относятся оба термина, не находится в составе одного государства, возникают разного рода «проблемы».

Дефиниции «Северный Азербайджан» и «Южный Азербайджан» употребляются не только в географическом, но очень часто и в политизированном историческом значении. Несколько измененные их аналоги «Кавказский Азербайджан» и «Персидский Азербайджан» приобрели политический статус в первой половине XIX столетия, после того как североазербайджанские ханства были завоеваны Российской империей.

С этого времени южную часть страны, оставшуюся в составе Ирана, стали называть в разных источниках, на картах и в документах Иранским или Персидским Азербайджаном, а северную часть, включенную в состав Российской империи, Кавказским или Русским Азербайджаном.

Гюлистанский и Туркменчайский мирные договоры, заключенные между Ираном и Российской империей после русско-иранских войн 1804-1813 и 1828-1829 годов, привели к временной ликвидации азербайджанской государственности, существовавшей перед этим в форме 20 независимых ханств.

Необходимо указать, что в тот период в Иране правила шахская династия Каджаров тюрко-азербайджанского происхождения. Начиная с указанного времени Азербайджану суждено было существовать в виде различных административно-территориальных единиц в составе двух империй.

Южный Азербайджан, в особенности его столица Тебриз, играл весьма важную роль во внутренней и внешней политике, а также в хозяйственной жизни Ирана. Здесь находилась официальная резиденция наследников шахского престола Каджаров. Южный Азербайджан считался «валиахд-нешин» (резиденция наследников), а Тебриз называли «дар-ус-салтане» (царский дом). В силу всего этого Тебриз выполнял роль второй столицы Иранского государства, причем некоторое время он служил местом пребывания иностранных дипломатических миссий.

Тебриз

Так, после заключения Туркменчайского мирного договора 1828 года полномочный посол России в Иране, а также резиденции генеральных консульств Российской и Османской империй находились в Тебризе.

До 1938 года Южный Азербайджан был одной из четырех провинций (останов) в составе Ирана. В дальнейшем в результате административной реформы он оказался разделен на два остана: Восточный Азербайджан с центром в Табризе и Западный Азербайджан с центром в Урмии. В 1977 году появился третий южноазербайджанский остан — Зенджан, с центром в одноименном городе.

После «революции Хомейни» 1979 года произошло дальнейшее административно-территориальное дробление: Южный Азербайджан был поделен между останами Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан, Ардабиль, Зенджан, Хамадан, Казвин, магалами (области) Савэ и Астара. Вся территория Южного Азербайджана составляла 280 тыс. кв.км, Северного 130 тыс. кв.км.

Суверенная Азербайджанская Республика расположена в Северном Азербайджане, в значительной мере на территории Кавказской Албании, но охватывает далеко не все азербайджанские земли.

На южных землях (до реки Араз) в древности существовало государство Атропатена, на северных Албания. Эти независимые государства временами подвергались нашествиям различных племен, а также «великих держав» античности и раннего средневековья, и порой включались в их состав.

Так, в VI веке, когда Азербайджан оказался в составе Сасанидского государства, его глава шаханшах Хосров I Анушираван провел административную реформу, в итоге которой были созданы четыре наместничества или «кусты» («стороны»). Северный «куст» именовался «Азербайджанским». В его состав входили все исторические земли Азербайджана.

На стенах древнего Дербенда одного из важнейших городов Азербайджана и одновременно Южного Дагестана, был в свое врем нанесен следующий текст, написанный пехлевийской (средневековой персидской) графикой: «Барзниш, амаргар (финансовый контролер) Адурбадагана». Этот важный источник свидетельствует, что под Азербайджаном имелась в виду вся территория страны.

В арабских источниках IX-X веков неоднократно упоминается административно-территориальная единица эпохи Сасанидов под названием Азербайджан.

Так, арабский автор Х века Ибн Хаукаль на составленной им карте Каспия приморскую территорию от Дербенда на севере до Гилана на юге называет «Азербайджан». Арабский халифат был разделен на провинции, одна из которых согласно арабскому автору XII/XIII века Ибн ал-Асиру именовалась также Азербайджаном. Однако некоторые исследователи под влиянием политической коньюнктуры пренебрегают данными источниками.

Известно, что обе части Азербайджана не раз входили полностью или частично в состав единого государства. Среди таких государств — Маннейское царство, государства атабеков Азербайджана, Хулагидов, Ак-Коюнлу, и самое значительное в этом ряду Сефевидская империя, в состав которой азербайджанские земли входили целиком.

Тогда Азербайджан был поделен на четыре административно-территориальные единицы бейлербейства: Табризское, Чухурсаадское, Карабахское и Ширванское. Из инородных государств, владевших этими землями, отметим Ахеменидскую и Сасанидскую империи, Арабский халифат, сельджукскую и монгольскую державы.

Создатель и первый глава государства Афшаридов Надир-шах изменил сефевидское административно-территориальное деление Азербайджана, объединив перечисленные выше бейлербейства и создав новую единицу под названием «Азербайджан», с центром в Табризе. С середины XVIII по первую треть XIX столетия на азербайджанской земле существовали 20 независимых ханств. Это время кавказовед Т.Святоховский считает одним из периодов независимости Азербайджана.

Карабахское ханство на российской карте 1823 г.

Ревнивое отношение к дефиниции «Азербайджан» возникло в начале ХХ столетия: естественно, что всякие попытки национального возрождения в этой стране, разделенной тогда между Россией и Ираном, наталкивались на сопротивление с их стороны.

Время, когда «Азербайджанская автономия вышла на арену уже как политическая программа» (М.Э.Расулзаде), совпало с периодом распада Российской империи в 1917 году, когда великодержавно настроенные круги, враждебные идее «азербайджанской автономии», тесно сплотились. Такую же позицию занял Иран, сумевший при помощи внешних сил подавить национально-освободительное движение азербайджанцев (1905-1911 гг.) в Южном Азербайджане и всячески старавшийся воспрепятствовать аналогичному движению на Севере.

Противники идеи азербайджанской автономии преподносили ее распространение на Южный Азербайджан как вмешательство во внутренние дела Ирана, как «оккупацию» Южного Азербайджана.

В этих условиях основоположник движения за автономию М.Э.Расулзаде указывал, что народ обеих частей страны имеет единое происхождение, и писал: «Согласно официальной географии до всеобщей войны (имеется в виду первая мировая война — Ф.А.), под понятием «Азербайджан» подразумевались Табриз и его окрестности в Северном Иране. Что касается Азербайджана, ставшего притчей во языцех после войны и великой революции в России, он представляет собой территорию на Юго-Восточном Кавказе, расположенную на севере от того Азербайджана, о котором говорилось выше (т.е. Южного Азербайджана — Ф.А.), со столицей в Баку».

В декабре 1917 года он же писал: «Сегодня говорить об азербайджанской автономии значит говорить об Иреванской, Гянджинской и Бакинской губерниях, других уездах и округах Закавказья».

Поэтому Иран был сильно обеспокоен провозглашением 28 мая 1918 года Азербайджанской Демократической Республики и превращением топонима «Азербайджан» впервые в истории в официальное название северной части страны.

В Тегеране не на шутку опасались, что при поддержке Османского государства Южный Азербайджан может быть отторгнут от Ирана. Заключение договора о дружбе между Османской империей и Азербайджанской Республикой еще более разожгло эти опасения. В этих условиях правительство АДР сочло целесообразным использовать в дипломатической переписке термин «Кавказский Азербайджан».

Иран решился наладить «дружественные отношения» с Баку и первым направил сюда официальную делегацию, признав тем самым независимость Северного Азербайджана. С 5 декабря 1919 г. по 20 марта 1920 г. в Баку прошла ирано-азербайджанская конференция, по итогам которой были подписаны договор о дружбе, двухсторонние соглашения о торговой и почтово-телеграфной связи, консульских отношениях, об исполнении судебных решений.

В соответствии с заключенным договором глава иранской делегации официально заявил о признании де-юре Ираном АДР. В Тегеране начало функционировать посольство Азербайджана, в ряде городов Ирана, в том числе и Южного Азербайджана, появились консульства.

Таким образом, Тегеран, категорически возражавший против политико-географической дефиниции «Азербайджан» применительно к АДР, признал де-юре существование на Кавказе Азербайджанской Республики и поставил точку в этой проблеме. Даже главнокомандующий российской Добровольческой армии генерал А.Деникин, отказывавшийся признать независимость кавказских республик и выступавший за «единую и неделимую» Россию, заявил все же об их признании, в том числе АДР.

Современная Азербайджанская Республика со дня своего провозглашения в 1991 году официально заявила о том, что не претендует на какие-либо территории за пределами ее государственных границ, в том числе на исконно азербайджанские земли, оставшиеся в составе Ирана.

Таким образом, все исторические источники и специальная литература свидетельствуют и подтверждают, что не позднее VI века топоним «Азербайджан» прилагался ко всей исторической территории, изначально заселенной азербайджанцами.

По материалам журнала IRS Наследие