Аравийский полуостров в описаниях азербайджанца З.Ширвани (1810-1830 гг.)

Н.Керемов

Азербайджанский ученый-путешественник Зейналабдин Ширвани (1780-1838) почти всю жизнь (около сорока лет) провел в путешествиях. Ширвани родился в 1780 г. в городе Шемахе. По рассказам самого Ширвани, в 1785 г., когда ему исполнилось 5 лет, семья переселилась в г. Кербелу (недалеко от Багдада).

В 17 лет у Ширвани появилась неодолимая тяга к путешествиям. Первым делом он посещает Азербайджан. Он побывал в Ленкорани, вернулся в родную Шемаху, добрался и до Баку. Посетив родину, Ширвани отправляется дальше. Покинув Мугань, он достигает территории Южного Азербайджана. Пробыв здесь какое-то время, Ширвани посещает Афганистан.

В начале 1802 г. Зейналабдин Ширвани, покинув Афганистан, направляется в Индию — страну одной из самых древних культур мира. Восемь лет продолжалась эта поездка, во время которой он побывал на территории нынешней Индии, Пакистана и Бангладеш, а также на Цейлоне (Шри Ланка).

Потом Ширвани возвращается в Иран. В конце 1809 г. он отправляется из Хорасана в город и область Керман, минуя по пути города Шах-Теги, Торбете-Хейдерие, Джуйменд; он пересекает пустыню Деште-Лут и Керманские горы, возвышающиеся почти на четыре тысячи метров. В Кермане путешественник задерживается, знакомясь с городами и селениями области. Отсюда он направляется в Фарс — одну из южных областей Ирана.

В Фарсе Ширвани отдыхает и одновременно готовится к своему второму крупному путешествию, которое он начинает в январе 1810 г. Сначала он посещает города и селения Южного Ирана, путешествует по реке Руде-Шур и затем прибывает в портовый город Бендер-Аббас.

Через Ормузский пролив, Оманский залив и Аравийское море Ширвани попадает в один из южных городов Аравии — Маскат, главный город одноименного княжества.

По пути к Оману Ширвани побывал на острове Масира, окруженном коралловыми рифами и отделенном от Аравийского полуострова узким проливом. После недолгого пребывания на острове он продолжил свой путь на запад по территории султаната Оман, посетив по дороге Манадиф и Марбат, затем по землям Хадрамаута.

В записках Ширвани отмечает: «Уман аль-Араб [Оман] — известная область, в ней много древних городов и поселков… Воздух жаркий, проточной воды мало. Некоторые местности благоустроены и красивы, пустынь, гор мало. Эта местность граничит с севера с Бадиат аль-Арабом [Аравийская пустыня] и пустыней Руб-эль-Хали, с юга омывается водами Аравийского моря, с запада к ней примыкают Йемен и Аденское княжество, а с востока — княжество Маскат. По некоторым сведениям, эту область создал и благоустроил человек под именем Уман из племени Аднан. По другим сведениям, ее благоустроил Кахтан. Территория Хазармот [Хадрамаут] населена оманскими арабами. Живут здесь и индийцы, переселившиеся из Индии. Много фруктов; есть дешевая пшеница и другие виды зерновых.»

Тут же он замечает, что был там несколько раз, встречался и беседовал с людьми из разных слоев местного населения.

Далее он пишет, что Хадрамаут (Берег ладана) «является одной из известных и древних провинций, воздух там жаркий, воды очень мало». После этого он описывает его земли, население и указывает границы.

Из Хадрамаута Ширвани попадает в Йемен. Он отмечает, что арабы именуют Йемен «Счастливой Аравией», названием, восходящим еще к античной географии.

Он пишет: «На территории Йемена расположена самая высокая часть Аравийского полуострова, здесь местами встречаются небольшие родники, протекают речки, есть даже небольшие лесные рощи

Ширвани останавливается в столице Йемена — городе Сана, и отмечает в своих записках: «Йемен — древняя и известная страна. В ней много известных с древности местностей, городов и крупных благоустроенных селений… Воздух во многих районах страны жаркий; Площадь горной части страны меньше, чем равнинной. Йемен на юге и западе граничит с Красным морем, на севере — с областями Хиджаз и Ахкаф, на востоке — с областями Бадиат аль-Араб, Хадрамаут и Оман.»

Ширвани отмечает, что «население этой страны состоит из арабских племен кахтан… В книге Ахбар написано, что основателем страны является Кахтан ибн Амир…»

После путешествия по Йемену Ширвани прибывает в Аден. Позже он запишет: «Аден — один из портов Йемена, расположенный близ гор… Его основал Хазрат Халил-Равмах — один из потомков Адан ибн Санана, от которого и произошло название города. Климат жаркий. Там, на море, добывают жемчуг, и поэтому этот город иногда называют Дурраль-Аден [Жемчужина Аден].»

Аден явился для Ширвани отправной точкой для путешествия по Северной и Восточной Африке. Через Аденский залив и Баб-эль-Мандебский пролив Ширвани перебирается на Африканский материк, где также много путешествует.

Далее Ширвани переправился через Красное море и снова оказался на Аравийском полуострове, на сей раз в городе Джидда.

Он посещает Мекку и Медину. Теперь он собирает большой познавательный материал не только по городам, но и по всей территории Аравийского полуострова. Перед тем как дать описание Аравии, Ширвани поясняет название страны. Он говорит, что сами арабы называют свою страну Джазират аль-Араб, что означает «остров арабов».

Ширвани пишет, что Аравия состоит из двенадцати больших частей, и среди них называет Ахкаф, Бадия, Тихама, Хиджаз, Йемен, Оман, Неджд, Хадрамаут и др. Там широко распространены пустыни, гор мало. Далее он указывает, что основное население страны — арабы. Лишь в Йемене, Хадрамауте и Омане помимо арабов проживают и другие народности. А затем он дал описание каждой из двенадцати частей Аравии с их городами и населением.

И как во многих других частях сочинения, он отмечает, что «Рагим [то есть Ширвани] долгое время находился в Аравии и дружил с арабами. Часто бывал в обществе арабов, встречаясь с учеными, шейхами и другими видными людьми.»

В Мекке Ширвани задерживается более трех месяцев. О ней он записал: «Мекка — небольшой, но весьма известный город. Расположен в горной местности, находится во втором климате. Погода жаркая, воды мало, В городе имеется около четырех тысяч трехэтажных домов, построенных из камня и частично деревянных. К нему примыкают несколько селений. Население — арабы. Кааба расположена за оградой. К востоку возвышается гора Бугейс, а на западе гора Сана. Территория, окружающая город на расстоянии восьми фарсахов, плодородная…»

Ширвани отмечает, что жена халифа Харун ар-Рашида Зубейда-хатун построила в Мекке кяриз (подземный водопровод), однако после долгой эксплуатации он вышел из строя, но в настоящее время вода в Мекку поступает исправно.

Далее он рассказывает о Каабе. По его словам, потолок Каабы выложен из ценных пород дерева, привезенных из Хабаша. Обращает на себя внимание колоннада, причем каждая колонна имеет свое наименование в зависимости от стороны, куда она обращена, так есть колонны Йеменская, Хабашская, Шамская и т.д.

Покинув Мекку, Ширвани некоторое время странствует по западной части Аравии, побывал в Курайшие, Ашайре, Эль-Бирке, Махд-эд-Дахабе и, наконец, попадает в Медину.

Там он пишет: «Медина ранее называлась Йасриб (Ясриб). А пророк Мухаммед дал этому месту новое название — Медина. Некоторые ученые назвали ее «богатым местом». И действительно, Йасриб находится в богатой и плодородной области… Расположен в низменной местности, открытой всем сторонам света. Климат жаркий, но приятный. Эмир Идау ад-Даила обнес город могучей крепостью со стенами из красного кирпича. В городе имеется около двух тысяч домов. Несмотря на то что Медина по своей величине напоминает, скорее, поселок, чем город, она широко известна. Здесь много воды и финиковых деревьев. Население — арабы, большинство людей худощавые с красивыми лицами, много торговцев… Медину посещает много людей. Город окружен финиковыми плантациями, которые орошаются колодезной и дождевой водой. Зерно здесь дорогое, но в большом количестве.»

Ширвани также посетил Эль-Ариш и Газу, расположенные на восточном побережье Средиземного моря.

Согласно записям Ширвани: «Газа находится в зоне Шам и является одним из городов Палестины. Он лежит на равнинной местности в пяти фарсахах к западу от Соленого моря [Мертвое море] между Египтом и Бейт аль-Макдис [Иерусалим]» (Ширвани ошибочно оценивает расстояние между Газой и Мертвым морем: оно гораздо больше пяти фарсахов). Далее он пишет, что в окрестностях Газы есть обширные фруктовые сады и проточные воды, и добавляет что «фруктов и зерна здесь много. Население — арабы.»

После Газы Ширвани посещает Иерусалим, Амман, Эз-Зарка, Мафрак, Ирбид, Деръа, Дамаск и другие города. Он записал: «Шам аль-Макдис [Дамаск] — большая страна».

По толкованию Ширвани, когда говорят о стране Шам, то имеют в виду обширную территорию, и при этом он указывает ее границы (включают современные Иорданию, Израиль, Ливан и Сирию).

Затем он пишет, что страна Шам состоит из пяти крупных частей (джинд), каждая из которых является древней страной: «Все эти страны относятся к третьему и четвертому климату. В горах и пустынях господствует один тип климата… В некоторых частях Шама климат жаркий, в прибрежной зоне — теплый… Основное население арабы… Живут там также евреи и курды».

Ширвани пишет, что семнадцать месяцев он путешествовал по Шаму, познакомившись почти со всей его территорией. Беседовал с людьми из всех слоев населения. Особенно часто он встречался с учеными и видными государственными деятелями, включая правителей стран.

Далее Ширвани продолжил свое путешествие по городам и селениям Ливана (Сайда, Бейрут, Триполи и др.), Сирии (Дамаск, Эн-Небк, Хомс, Хама, Халеб и др.) и Ирака.

По книге автора «Жизнь в пути»

ПУТЕШЕСТВИЯ З.ШИРВАНИ:

Заметки о Ленкорани и Талыше: Путешествие З.Ширвани в Азербайджан (1796 г.)

Путешествие в Азербайджан в 1796 г.: О Шемахе, Ахсу, Габале

Записки З.Ширвани о Баку и Сальянах (1826 г.)

З.Ширвани о Карабахе и Гяндже (нач. XIX в.)

Южный Азербайджан в заметках З.Ширвани (1780-1838)

Афганистан нач. XIX в. глазами Зейналабдина Ширвани (1780-1838)

Индия, Пакистан, Бангладеш глазами З.Ширвани (1802-1810 гг.)

Аравийский полуостров в описаниях З.Ширвани (1810-1830 гг.)

Цейлон (Шри Ланка) в начале 1800-х по записям З.Ширвани

По следам З.Ширвани: Путешествие азербайджанца по Африке (1800-е гг.)

Ширвани о путешествиях по Ираку и Сирии в первой половине 1800-х гг.