На тропе войны: Гарабагское ханство при Панахали хане (1747—1763)

З.Гаджиева

В 20-х годах ХVIII века значительная часть территории государства Сефевидов подверглась афганской агрессии, а другая — находилась под оккупацией Османской империи и России. В это время Надир шах Афшар захватил центральную власть в Иране, изгнал афганцев и османцев. Гарабагское беглярбекство, как и многие другие территории Ирана и Азербайджана, было освобождено от чужеземцев.

В марте 1736-го года в месте слияния рек Кура и Араз — Джаваде, он объявил себя шахом. Зиядоглу и ряд других предводителей азербайджанский племен выступили против коронования Надира, который не имел шахского происхождения. Поэтому после вступления на престол Надир шах с целью ослабления позиций Зиядоглу отделил подвластные им элаты Газах и Борчалы и передал в подчинение Картлийского царя.

Далее он создал Азербайджанскую провинцию с центром в городе Тебриз, включив в нее Ширванское, Гарабагское, Тебризское, Чухурседское беглярбекства, и с целью усиления контроля над азербайджанскими феодалами-правителями доверил управление над этой провинцией своему брату Ибрагим хану.

Надир шах, наказав обитавшие в Гарабаге и бывшие к нему в оппозиции союзы племен Джаваншир, Отузики и Кебирли, выселил их в Сарахский магал Хорасана. Албанским меликам из нагорной части Гарабага было приказано подчиняться не беглярбеку Гарабага (Гянджи), а лично самому шаху или же его брату Ибрагим хану, которого он назначил правителем Азербайджана.

Союз племен Отузики (азерб. «тридцать два») был одним из древних и сильных объединений племен Гарабага, и назывался он так по числу оймагов (кочевий), в которых они обитали. В союзе этих племен состояли также представители племени джаванширов. По мнению историков, джаванширы — это тюркские племена, которые пришли в Анатолию во времена монгольского Хюлагу хана, а в период Эмира Тимура были переселены в Гарабаг.

Одним из оймагов, где жили джаванширы, был Сарыджалы в Дизагском магале. По преданию, название этого оймага связано с именем его основателя Сарыджа Али. Его наследнику — Ибрагимхалилу are удалось приумножить свои богатства и значительно расширить эти владения. Старший сын Ибрагимхалила аги Фазлели бек, был назначен во дворец Надир шаха на должность эшикагасы (дворецкого). Однако, по неизвестной причине, в порыве шахского гнева он был убит им.

Несмотря на то, что на место Фазлели бека был назначен его брат Панахали бек, последний, помня об участи старшего брата, бежал из дворца вместе с шестью своими родственниками. Посланные Надиром отряды не смогли его поймать. Панахали бек некоторое время оставался на Зангезурском яйлаге у Гара Муртуза бека, затем, собрав своих сторонников, стал совершать набеги на административные центры — Гянджу, Нахчыван, Шеки и др. Чтобы привлечь на свою сторону население, он раздавал захваченный скот и лошадей.

По этому поводу Азербайджанский историк, поэт, правнук основателя Карабахского ханства Панах-Али хана, Ахмед бек Джаваншир писал: «…Панахали бек, воодушевленный успехами в борьбе с своими преследователями, а также с войсками, защищавшими страну от набегов из Дагестана, с целью завоевания признательности населения и создания более благоприятных условий для себя в будущем, был особенно беспощаден к тем, кто притеснял народ, но при этом проявлял большую гуманность, чем простые партизанские лидеры».

Через некоторое время, его старший сын — Ибрагимхалил ага, почти достигший пятнадцатилетнего возраста, прибывает в Гарабаг — к Панахали беку.

В ночь с 19 на 20 июня 1747 года Надир шах был убит. Центральная власть была парализована, сложились условия для обретения независимости окраинными территориями империи. В это время на территории Азербайджане образовалось около 20-ти независимых и полунезависимых ханств.

В этих исторических условиях Панахали бек основал Гарабагское ханство. Он вместе с 200 всадниками прибыл в Гарабаг и объявил себя ханом.

Узнав, что Джаваншир и ряд других племён элатов, которые в своё время были переселены в Хорасан, собираются вернуться на Родину, Панахали хан вместе со своими сторонниками отправился к границе с Ираном, чтобы встретить соплеменников. Переселенцы обосновались на своих прежних землях.

По сведениям Мирзы Джамала Гарабаги, «поскольку все племена потеряли свое имущество, были ограблены и измучены, Панахали хан со своими лучшими воинами занялся грабежом Ширванской, Шекинской, Гянджинской, Иреванской и других соседних с Гарабагом провинций, и, таким образом, несколько улучшил материальное положение соотечественников».

Если каждое из азербайджанских ханств формировалось вокруг одного из городов, то на территории Гарабагского ханства такого центрального населенного пункта, который мог бы стать укрытием при опасности, не было. Поэтому первой задачей хана стало строительство надежной крепости. В 1748-м году в магале Кабирли была построена крепость Баят.

Крепость Шахбулаг

По этому поводу Мирза Джамал Гарабаги пишет: «В то время, когда гарабагские магалы Хамсе еще не подчинялись ему, он (Панах хан) счел необходимым построить в удобном месте крепость, чтобы в случае нападения на него окрестных ханов защитить в ней свою семью и родственников, слуг и приближённых людей, старейшин. После обсуждения было заложено основание крепости Баят. В короткий срок были возведены внешние стены, вырыты рвы, построены базар, баня и мечеть. Хан переселил туда всю свою семью, а также семейства родственников и старейшин племен. Окрестное население и даже многие жители и ремесленники из Тебризского и Ардебильского вилайетов, до которых дошла молва о прогрессивности, обходительности и милости Панах хана, также решили обосноваться со своими семьями в крепости Баят».

В соответствии с требованиями того времени, относящимся к строительству военных укреплений, крепость была окружена глубоким рвом и стеной из жженого кирпича.

Строительство крепости Баят беспокоило меликов Гарабага и шекинского Гаджи Челеби хана, который хотел Гарабаг подчинить себе.

Как уже отмечалось, после Муганского гурултая 1736-го года одной из мер наказания, которую Надир шах применил в отношении Гарабагского беглярбекства, стало придание пяти Гарабагским христианским меликствам (Хамса) внутренней автономии и выведение их из-под власти Гарабагского беглярбека с подчинением правителю Азербайджанской провинции.

Согласно историческим источникам, большинство меликов были пришлыми в нагорной части Гарабага. Мелики мечтали о политической независимости, поэтому всячески противились усилению Панахали хана и распространению его влияния на всю территорию Гарабага. Им удалось уговорить Гаджи Челеби, обладавшего значительной военной силой, выступить против Панахали хана. Гаджи Челеби вместе с некоторыми другими феодальными правителями напал на Гарабагское ханство.

Панахали хан заранее собрал все свои силы в крепости Баят, и через каждые два-три дня он делал вылазки из крепости и внезапно нападал на противника.

Ахмед бек Джаваншир пишет, что в одной из кровавых битв около крепости Баят Панахали хан «полностью разбил» Гаджи Челеби хана.

А Мирза Джамал Гарабаги отмечает: «Ханы Ширвана и Шеки ничего не могли поделать. Осада длилась более одного месяца. Видя, что войска ежедневно несут потери, захватывается большое количество лошадей и вьючных животных, ханы с горечью и раскаянием развернулись и отправились в свои провинции. Вернувшись обратно, Шекинский правитель Гаджи Челеби, являвшийся одним из достойнейших людей, сказал: «Панахали хан был ханом. Мы пришли, воевали с ним и ничего не смогли сделать. А теперь возвращаемся, сделав его шахом».

В 1749-1750 гг. Панахали хан напал на Гянджу и занял часть города. Шахверди хан Гянджинский призвал на помощь шекинского Гаджи Челеби хана и джарцев. Однако Панахали хан, сумев заключить с ними сделку, добился их возвращения назад. Находясь в безвыходном положении, Шахверди хан обратился к грузинским царям Теймуразу I и Ираклию II. Обеспокоенные, что Гарабагский хан после взятия Гянджи потребует возвращения Газаха и Борчалы, цари пришли на помощь Шахверди хану. Увидев, что обстановка накаляется, Панахали хан, получив от Шахверди хана дань, и вернулся обратно.

Победы над превосходящими силами противника прославили Панахали хана, повысили его влияние. После этого Панахали хан начал борьбу против раскольнической деятельности меликов Хамсы. Один из них — Шахназар, враждовал с другими меликами. Они не хотели признавать Шахназара меликом и, объединившись, напали на Варанду. Однако одолеть Шахназара им не удалось.

С наступлением зимы мелики возвратились в свои владения, решив весной повторить попытку. Панахали хан смог договориться с Шахназаром, и последний добровольно признал власть Панахали хана и даже отдал свою дочь Хюризад за ханского сына Ибрагимхалил агу.

Панахали хан предложил Хыдырстанскому кендхуде Мирзахану поймать и сдать Хачинского мелика Аллахверди, посулив ему взамен титул мелика. Мирзахан так и поступил. Таким образом, и Хачинское меликство попало в зависимость от Гарабагского хана.

По другим же сведениям, Хачинский мелик вместе со своими сыновьями был убит в бою недалеко от оймага Улубаб Баллыджа. Дизагский мелик Еган вместе со своими сыновьями и родственниками также оказал серьезное сопротивление хану, но часть его сторонников пала в сражениях, другая же часть — приняла ислам. Панахали хану подчинился и мелик Чилаберда Аллахгулу.

Через некоторое время новый мелик Чилаберда Хатам, заключив союз с меликом Усубом, который захватил власть в Талыше, начал борьбу против Панахали хана. В конечном счете, потерпев поражение, они бежали в Гянджинское ханство и 7 лет прожили в Шамкирском магале. Только после того, как они объявили о своем подчинении Гарабагскому хану, им разрешили вернуться обратно.

Баятская битва показала, что ханству необходима более надежная крепость. Из-за слабости стратегического положения Баята, жаркого климата здесь невозможно было длительное время держать войска. Поэтому Панахали хан построил новую крепость в Тернекюте, известную под названием «Шахбулаг».

По сведениям Мирзы Адыгезал бека, крепость Шахбулаг была построена в 1165-м году хиджры (20 ноября 1751-го года — 7 ноября 1752-го года). Переехав в новую резиденцию, Панахали хан отдал распоряжение разрушить крепость Баят.

Надгробная плита могилы Панахали хана

Мир Мехти Хазани пишет, что Панахали хан на протяжении 4-5 лет использовал крепость Баят в качестве своей резиденции. Поясняя причины переселения ханской резиденции, он отмечает, что крепость Баят была расположена в низменности, из-за чего в летний период элаты, не останавливаясь в ее окрестностях, переселялись на горные пастбища, и «при необходимости они были недосягаемыми».

После усмирения меликов Хамсы, окрестные племена — одни добровольно, а другие насильственно — приняли власть хана. Вслед за этим, Гарабагский хан начал расширять свое господство над другими территориями. Под его влияние попали Гянджинский, Карадагский, Ардебильский и Нахчыванский ханы, расширив свои владения на юго-восток и юго-запад, он подчинил себе Тативский, Сисианский, Гафанский, Мегринский магалы.

В то время, как возрастала мощь Гарабагского ханства, в Иране развернулась острая борьба за шахский трон. В середине 50-х годов в этой борьбе наиболее преуспели правитель Астрабада и Мазандарана Мухаммедгасан хан Гаджар, урмийский Фатали хан Афшар и Ширазский правитель Керим хан Зенд. Было ясно, что претенденты на престол не оставят в покое и Гарабаг.

В 1757-м году, наиболее влиятельный претендент на шахский престол Мухаммедгасан хан Гаджар напал на Гарабаг. Он перешел реку Араз и разбил лагерь в 24 километрах от Шушинской крепости, однако не мог подступиться к ней. Панахали хан, собрав в крепости всех мужчин из окрестных сел, способных носить оружие, хорошо подготовился к обороне.

Ко всему прочему, небольшие отряды, состоявшие из жителей Гарабага, совершали внезапные набеги на врага, захватывали лошадей и имущество. Несмотря на почти месячное пребывание в окрестностях Шуши, Мухаммедгасан хан так и не смог достичь успеха. Узнав о мятежах в Гилане и Мазандаране, он вернулся обратно в свои края.

Через некоторое время урмийский Фатали хан Афшар завоевал весь Южный Азербайджан. Он направил к Панахали хану посланника с требованием покориться ему. Получив в грубой форме отказ, Фатали хан в 1759-м году, собрав огромное войско, начал наступление на Гарабаг. Воспользовавшись удобным случаем, мелики Чилаберда и Талыша, тайно враждовавшие с Панахали ханом, перешли на сторону Фатали хана. Видя, что Панахали хан хорошо подготовился к обороне, а Шушинская крепость чрезвычайно надежна, Фатали хан остановился со своими войсками в шести километрах от города в местечке между рек Баллыджа и Ходжалы, где и построил укрепление для длительного пребывания своих людей.

Авторы «Гарабагнаме», описывая события, происходившие в то время в Гарабаге, утверждают, что в одном из сражений Фатали хан потерял две тысячи своих воинов. Увидев приближение зимы, он «…предложил мир. Отправив искусных посланников, он заверил, что «Если Панахали хан отпустит захваченных пленных, станет моим союзником и другом, то я выдам свою дочь за его старшего сына Ибрагимхалил агу. Тем самым мы навеки станем родственниками и друзьями. Но с одним условием, чтобы он отправил в мой лагерь Ибрагимхалил агу. После свадьбы, пробыв здесь два-три дня, он вернётся обратно».

Согласно летописцам, чтобы успокоить Панахали хана, Фатали хан даже отправил троих своих родственников в качестве заложников в Шушу. Поверив ему, Панахали хан послал своего сына к Фатали хану. Но такое утверждение выглядит нелогичным, так как Фатали хан, потерпев поражение от Панахали хана, вряд ли мог выдвигать условие об отправке к нему в лагерь Ибрагимхалил аги (пусть даже в качестве жениха его дочери).

Более правдоподобными являются заключения одного из исследователей данного периода Г.А.Далили. По его мнению, несмотря героическое сопротивление жителей Шуши, войска Фатали хана постепенно приближались к крепости, из-за блокады дорог в крепости остро ощущалась нехватка продовольствия и вооружений, город находился на грани падения. Панахали хан выход из положения находит в проявлении внешней покорности: он отправляет своего сына Ибрагимхалил агу в качестве заложника в лагерь к Фатали хану.

Зависимость Гарабагского хана от урмийского Фатали хана продолжалась недолго. Во время пребывания Фатали хана в Гарабаге, другой претендент на престол — Керим хан Зенд, захватил города Исфаган и Шираз. А осенью 1760-го года он напал на Азербайджан и окружил Тебриз. Нападение Керим хана на Южный Азербайджан вынудило Фатали хана направить свои силы на юг Азербайджана.

Летом 1761-го года, во время похода Керим хана на Азербайджан, Фатали хан встретил его на Уджанской равнине у села Гара-чемен. Несмотря на первоначальное преимущество Фатали хана в этом сражении, предательство и переход на сторону врага союзника — хойского Шахбаз хана, поставило его в трудное положение. В результате Фатали хан вынужден был отступить в крепость Урмия.

В борьбе против Фатали хана Керим хан использовал силы азербайджанских ханов, враждующих с урмийским правителем.

В обращении к Панахали хану Керим хан пишет: «Фатали хан для нас не только враг, но и кровник. По отношению к вам он совершил чрезвычайно негодные дела, нарушил обет и клятву. Коварством и хитростью увел твоего сына, сделал его узником. Теперь ты должен помогать нам изо всех сил и в этом деле ничем не поскупиться. Если мы отомстим и освободим твоего сына, то это станет радостью не только для вас, но и исполнением наших желаний».

Откликнувшись на этот призыв, Панахали хан оставил своего младшего сына Мехрали бека временным правителем Гарабага и вместе с другими азербайджанскими ханами прибыл в лагерь Керим хана. Объединив свои силы с войсками других ханов, Керим хан окружил крепость Урмия. Чтобы полностью отрезать крепость от внешнего мира, вокруг нее была возведена ограда. После 9-ти месяцев осады крепость Урмия пала.

Забрав с собой побежденного Фатали хана, Керим хан убил его в окрестностях Исфагана. В то же время, он пригласил в Шираз пришедших к нему на помощь азербайджанских ханов — Панахали хана, Казым хана Гарадагского, хойского Шахбаз хана, нахчыванского Гаджи хана Кенгерлинского, серабского Али хана Шеггаги и некоторых других, чтобы те приняли участие в празднествах по случаю победы.

На самом деле принятие этого приглашения позволило Керим хану оставить азербайджанских ханов в Ширазе в качестве заложников и обеспечить их зависимость от него.

Здесь же в Ширазе в 1763 г. скончался Панахали хан. В следующем году его останки были доставлены в Гарабаг и преданы земле в местечке Имарат, недалеко от Агдама.

По материалам книги автора «Гарабагское ханство»