Основатель государства Сефевидов (куда входила и территория Азербайджана) Шах Исмаил Хатаи оставил яркий след в истории азербайджанской государственности. Личность шаха не обходили стороной различные средневековые путешественники, купцы и дипломаты.
Шах Исмаил также привлекал внимание европейских художников, которые создавали портреты и гравюры, отражающие образ шаха. Со временем, его стали изображать и азербайджанские художники. Шаха рисовали в советское время так и в годы независимости. Среди них стоит отметить Марал Рахманзаде, Эльмиру Шахтахтинскую, Сакита Мамедова, Тофика Агабабаева и других.
Нужно отметить, что сильное влияние на азербайджанских художников оказала картина «Шах Исмаил», нарисованная Кристофано дель Альтиссимо в 1568 году.
Марал Рахманзаде — известная профессиональная художница Азербайджана — занимает яркое место в истории азербайджанской живописи. Она нередко работала в жанре плакатов — именно к нему относится созданная ею работа изображающая Шаха Исмаила.
Шах изображен перед книгой и с бумагой в руках. Во время просмотра картины, на первый взгляд оживает образ поэта Исмаила больше, чем образ шаха. На заднем плане изображен ветреный пейзаж. Очевидно, художница пыталась описать непростую жизнь Шаха Исмаила. Рахманзаде описывает портрет шаха в полный профиль, с черными волосами. Здесь явно выделяется воздействие портрета Кристофано дель Альтиссимо.
Другая известная азербайджанская художница Эльмира Шахтахтинская изобразила Шаха Исмаила на портрете, где лицо шаха показано в полном профиле. На заднем плане — красивейший пейзаж, горы и леса. Художница показала красоту природы родной земли шаха. В работе можно почувствовать влияние азербайджанских средневековых миниатюр.
В портрете, созданном Шахтахтинской видна разница между образом, изображенным в заметках итальянского путешественника Джованни Мария Анджиолелло и неназванного Венецианского торговца, которые описывали шаха в своих воспоминаниях с широким плечом, побритым лицом, но с усами, среднего роста и полным телом.
Несомненно, и в этой работе заметно воздействие картины Кристофано дель Альтиссимо 1568 года. Дело в том, что портрет, написанный в 1568 году, уже много лет считается эталоном внешнего образа шаха. Головной убор (тюрбан) на изображенном на картине Шахтахтинской идентичен тюрбану, который изображен и в работе итальянского художника.
Среди портретов Шаха Исмаила созданных в годы независимости Азербайджана, необходимо выделить работы народного художника Азербайджана Тофика Агабабаева и всемирно известного художника Сакита Мамедова.
Агабабаев — один из самых выдающихся художников в современной азербайджанской живописи. Он рисовал шейха Шамиля, академика Зию Буньядова, химика Иззет Оруджеву, драматурга Ильяса Эфендиева. Его работы в свое время были переданы в музеи США, Лондона, Канады и других стран.
Агабабаев нарисовал и Шаха Исмаила. В этом портрете Шаха есть некоторое сходство с произведениями, упомянутыми выше. В этой работе портрет шаха также написан в полном профиле, но тело полностью ориентировано на зрителей. Вся картина выполнена в темных тонах, но специально выделяется головной убор и меч шаха, который он держит в руке. Эти две детали написаны светлым, белым цветом. Видимо, художник намеревался показать больше истории азербайджанской государственности, государства Сефевидов, чем создать портрет конкретного человека.
В свою очередь, Сакит Мамедов изобразил на своей картине Шаха Исмаила молодым юношей. «Исмаил» Сакита Мамедова резко отличается от картины Кристофано дель Альтиссимо. Мамедов скорее создал образ философа-поэта, а не полководца. Как отмечалось в одном из каталогов, «на этом портрете [Шах Исмаил] Хатаи больше изображен мыслитель, ставший султаном в стране любви, чем государственный чиновник».
Как уже отмечалось, в мемуарах итальянского путешественника и купца Исмаил описан белокурым и рыжеволосым, невысокого роста, полного телосложения, побритым лицом, но с усами. Почти ни одна из этих черт не нашла своего отражения в работе С.Мамедова. В любом случае, портрет кисти всемирно известного художника выделяется и имеет определенное значение среди существующих портретов Шаха Исмаила.
По материалам Э.Алиева, М.Аббасовой (из сб. «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования»)