М.Вачагаев, Р.Абуталыбов
Когда в Азербайджан пришла советская власть, многие были вынужены эмигрировать. Среди огромной массы азербайджанских эмигрантов были и те, для которых Франция стала второй родиной. Многие из них нашли на французской земле вечное пристанище.
Кавказский некрополь Парижа долгое время не был специальной темой для исследователей, хотя и были работы о могилах азербайджанцев во Франции в целом.
Мусульманское кладбище Бобиньи (Le cimetiere musulman de Bobigny) cоздавалось для всех мусульман, проживающих как в Париже» так и в его пригородах. Но, по мере увеличения мусульманского населения в Париже, было принято решение отказаться от этой практики и ограничиться близлежащими населенными пунктами к северу от Парижа.
История кладбища Бобиньи представляет интерес еще и потому, что во Франции не были разрешены кладбища по религиозному или по этническому признакам. Именно поэтому к кладбищу Бобиньи особое отношение.
Дело в том, что оно создавалось для тех, кто погиб, отдавая свою жизнь за Францию. После Первой мировой войны французы столкнулись с проблемой: как быть с теми, кто умирал от полученных ран в ходе войны, воюя на стороне Франции. Хоронить их среди христиан было бы не вежливо, а отдельно хоронить не было еще практики в истории государства.
По инициативе ветеранов Первой мировой войны, мусульмане, в основном уроженцы Алжира и Марокко, создали свое общество. Ветеранами в 1926 г. был создан исторический фонд в поддержку инвалидов-мусульман Первой мировой войны.
Первоначально французское правительство создало специальный госпиталь в городе Бобиньи для лечения раненных солдат-мусульман (позднее более известный как госпиталь Авиценны). При этом госпитале шел учет тех, кто умирал от полученных ран, и всегда актуальным оставался вопрос о захоронении того или иного героя-солдата, исповедующего ислам.
1 апреля 1931 г. было принято решение создать кладбище при госпитале. В 1935 г. было принято решение о создании специального мусульманского кладбища. Это было первое мусульманское кладбище в истории Франции.
Со времени принятия решения о необходимости выделить землю для кладбища и исполнения его прошло несколько лет. Практически кладбище было открыто только в 1936 г.
С 1937 г. на нем хоронили и кавказских мусульман, умерших в разных частях Франции, и даже, тех, кто умирал в Швейцарии. Кавказцы предпочитали, чтобы их перевозили именно сюда, в пригород Парижа. Это было единственное кладбище во Франции, где было разрешено хоронить по мусульманскому обычаю.
Дело в том, что при погребении мусульман на мусульманских участках общегородских кладбищ мусульманские правила захоронения не соблюдались.
Другой особенностью данного кладбища — наличия на территории отдельных участков, где хоронили исключительно женщин, что является странным и не привычным для мусульманского права. Также был и отдельный участок, где хоронили только детей, что также необычно для мусульманских кладбищ.
В 1930-х кладбищу выделили территорию в 7 акров. Здесь же позднее появилась мечеть марокканской диаспоры. При мечети был создан фонд мусульман.
Только в 2012 г. в Страсбурге многочисленная и влиятельная турецкая община совместно с чеченской диаспорой смогла добиться выделения земли для открытия второго мусульманского кладбища. До этого, на протяжении 75 лет, именно кладбище в Бобиньи оставалось пристанищем для всех кавказских мусульман.
Могилы кавказцев послереволюционной волны придали кладбищу в Бобиньи своего рода оттенок некрополя. Дело в том, что ту часть, где похоронили выходцев из Кавказа, называли Аристократическим уголком. На могильных памятниках рядом с именами выводились титулы, звания, должности, которые они занимали при жизни: князья, генералы и полковники, принцы Османской империи, министры и президенты…
Здесь были похоронены представители Горской Республики Северного Кавказа, Азербайджанской Республики, Османской империи.
Например Абдул-Меджида Чермоева, чеченца, Главу Горской Республики Северного Кавказа, скончавшегося в Лозанне, привезли сюда. Его жена, азербайджанка Хава-ханум Ибрагимбекова, скончавшаяся двадцать лет спустя в Лозанне (Швейцария) также пожелала, чтобы ее похоронили на этом кладбище в той же могиле.
Здесь же был похоронен Мирза Асадуллаев (1875-1936), азербайджанский промышленник, меценат и государственный деятель. Асадуллаев был министром промышленности и торговли в третьем кабинете министров АДР, а также членом парламента АДР.
После провозглашения независимости Азербайджанской Демократической Республики М.Асадулаев играл важную роль в финансовой системе страны. Он также внёс большой вклад в развитие промышленности Азербайджана.
После захвата территории Азербайджана большевиками в 1920 году Асадуллаев был арестован и заключен в тюрьму, однако был отпущен на свободу в том же году и с разрешения властей покинул страну. В эмиграции он поселился в Париже, где и жил до своей смерти.
Рядом с М.Асадуллаевым был похоронен его двадцатилетний внук Надир (1919-1939) – сын Али Асадуллаева и Лейлы ханум Тагиевой, дочери широко известного мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева.
Среди других азербайджанцев, здесь были похоронены Хуршид ханум Везирова, супруга Наджафбека Везирова (азербайджанский писатель, драматург, публицист, театральный деятель. Автор первой азербайджанской трагедии «Горе Фахреддина» и один из основателей азербайджанского театра), а также Акпер Ага Шейхульисламов (1891- 1961) — азербайджанский государственный и общественно-политический деятель, член правительства АДР.
На мусульманском кладбище города Бобиньи также были захоронены Анушираван (Нушу бей) Зюльгадаров, сестры Махрух ханум (1884-1949, жена Алибея Зюльгадарова) и Хавер ханум (жена Абдул Меджида Чермоева) Ибрагимбековы.
Болезненной проблемой для кладбища стало решение французского правительства в 1970-е гг. изъять данное кладбище из подчинения мечети и мусульманской общины и передать в контору со светскими законами — контору межгородского кладбища при городе Курнев (La Coumeuve). С этого момента не раз уничтожались мусульманские могилы на кладбище.
Дело в том, что, по французским законам, спустя двадцать лет после захоронения, в целях экономии земли, останки извлекают и хоронят в одной большой братской могиле, что, конечно, противоречит мусульманским законам.
Дело дошло до того, что в 1978 г. люди вынуждены были захватить кладбище, когда было принято решение освободить территорию одного квартала с 500 могилами, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. Власть не пошла на уступки и реализовала свою программу, не спрашивая родственников.
По материалам Азербайджанского историко-родословного общества