Свидетельства ковроткачества на могильных камнях средневекового Азербайджана (ФОТО)

Т.Ибрагимов

На многочисленных могильных памятниках, обнаруженных на территории Азербайджана, было выявлено немало документальной информации о широком распространении коврового ремесла в народной среде в эпоху средневековья.

Несмотря на отрицательное отношение Ислама к изображениям человека, тем не менее, на могильных камнях порой создавались и изображения женщин-ткачих. На средневековых могильных памятниках Азербайджана отразилась традиция изображать инструменты, оружие, украшения, которыми усопший пользовался при жизни.

Эта традиция позволила реконструировать традиционный уклад и ремесло захороненного. Подавляющее большинство могильных камней с изображениями ковроткацкого станка и инструментов, используемых в процессе ткачества, были становлены на женских могилах.

Могильные камни с изображениями ковроткацких символов были распространены в трех типах могильных сооружений:

1. Могильный памятник в виде стреловидной стелы, вертикально вкопанной в землю. Сама стела имитирует михрабную арку мечети, к которой обращается молящийся во время молитвы. Куполообразная, стреловидная форма стелы указывает на исламскую веру покойного. Такой тип могильного памятника называется “Bashdash”(Головной камень).

2. Сундукообразное надгробие в виде горизонтально размещенного каменного блока в виде параллелепипеда. Этот тип памятника называется “Sanduqa” (Сундучок).

3. Могильный памятник, сочетающий в себе вертикальную стелу и сундукообразный каменный блок. Такой памятник имеет и “bashdash” и “sanduqa”.

Инструменты ковроткачества
Инструменты ковроткачества

Визуальное оформление надгробных памятников имело свои различия. В регионах Азербайджана, где кочевые традиции были сильны, а исламские запреты были формальны – на могильных памятниках изображались и сами ткачихи. В тех регионах, где позиции Ислама были сильны – изображались только орнаменты, ковры и ковроткацкие инструменты.

Среди изображений ковров на могильных памятниках, чаще встречалось изображение молитвенного ковра «Namazlyk”. Немало было и изображений обычных ковров, особенно – в Ширванской зоне.

Гораздо чаще встречалось изображение вертикального ковроткацкого станка. Реалистичные и схематические изображения ткацких станков были обнаружены на могильных камнях регионов Ширван, Губа, Газах, Мугань. Большинство могил принадлежали женщинам, имена которых были написаны арабской графикой.

Некоторые могильные памятники с изображениями ковроткацких символов датировались серединой XVI века. Более поздние — концом XIX – началом XX века. Таким образом, данные могильные памятники — достоверные свидетельства широкого распространения ковроткачества на территории Азербайджана.

На могильных памяниках XVI-XVIII вв. были выявлены следующие ковроткацкие символы:

1. Изображение ковра (в том числе – молитвенного ковра).
2. Изображение ковроткацкого станка
3. Изображение ножниц для стрижки ворсового ковра
4. Изображение ковроткацкого ножа с крючком на конце
4. Изображение расчески для шерсти
5. Изображение малой колотушки с зубцами для уплотнения узлов и уточной нити (Kirkit)
6. Изображение большой (тяжелой) колотушки для уплотнения узлов и уточных нитей (Hava)

ГАЛЕРЕЯ: