Ильяс Бабаев
При археологических раскопках, а иногда и случайных земляных работах среди других находок обнаруживаются древние печати. Они имеют огромную историческую ценность для изучения таких вопросов, как возникновение имущественной дифференциации, классового общества и государства, торгово-экономических и культурных сношений между древними обществами.
Изучением этих памятников древности занимается специальная историческая дисциплина сфрагистика (от греч. σφραγίς — печать). Наряду с этим, печати представляют собой произведения искусства.
Древние печати изготовлялись из цветных камней (агат, халцедон, хрустал, гранат и других), металла (золото, серебро, бронза), стекла, керамики и т.д. Они имели разнообразные формы, характерные для определенных периодов и регионов. На рабочих поверхностях этих изделий путем резьбы изображены различные сюжеты, иногда с высочайшим мастерством.
Отдельные экземпляры печатей, изготовленные из твердых материалов, украшенные художественной резьбой и миниатюрами, с полным основанием стали шедеврами мирового искусства. Все они относятся к памятникам глиптики (от греческого γλνπтός — изваянный, вырезанный) искусства резьбы на твердых материалах, нередко на миниатюрных декоративных, полудрагоценных и драгоценных камнях.
Памятники глиптики делятся на две группы инталии и камеи. На инталиях изображения углубленные, а на камеях выпуклые. Нередко все резные камни называют одним термином геммы. В качестве печатей употреблялись только инталии, на которых изображения или надписи переданы зеркально. Камеи же служили лишь как предметы украшения.
На печати обычно наносились изображения религиозного характера: боги, богини, алтари, символизированные образы животных и растений. В древности печати отправляли три основных функции, служа помимо основного назначения также украшениями и оберегами. Поэтому они могут быть использованы при изучении широкого круга исторических вопросов.
Древнейшие печати употреблялись еще в IV тысячелетии до н.э. в Месопотамии и Египте, когда здесь происходила имущественная дифференциация, возникли первые государства. В других странах социально-экономические предпосылки для употребления печатей возникли позже.
В древности печатями пользовались очень широко. Каждый, владеющий каким-либо имуществом, имел свою печать. Печатями утверждали документы, опечатывали двери складских помещений, домов, а также различные товары и продукты. С их помощью ставили клейма на мягкую массу (глину, воск, и т.д.). При раскопках находили такие оттиски на глиняных комках со следами свитка, веревки, ткани, плетеных корзин и др. Такие находки называются буллами. Оттиски печатей встречались и на глиняных сосудах, нанесенные еще до обжига. Обычно это печати мастеров-изготовителей, в некоторых случаях – владельцев или заказчиков изделия.
В Азербайджане наибольшее количество печатей и булл было найдено при археологических раскопках в 1946-1953 гг. в Мингячевире. Они охватывают период с VI в. до н.э. VII в. н.э. и представлены местными и привозными печатями.
Около 100 булл III первой половины I вв. до н.э. было обнаружено в Габале. Это период широкого употребления печатей, что свидетельствует о завершении процесса разложения первобытнообщинного строя, возникновении классового общества и государства, формировании городов. В этот период складывались и расширялись торговые связи с другими странами.
Однако в Азербайджане печати были найдены и при раскопках более ранних памятников. Наиболее древние из них относятся к эпохе позднего энеолита и ранней бронзы IV-III тысячелетиям до н.э. Так, две глиняные штамповидные печати были выявлены при раскопках энеолитического поселения Боюк-Кясик в Агстафинском районе. Они полушаровидные по форме с врезным изображением козла на плоской рабочей поверхности.
Большой интерес представляет вопрос употребления печатей в столь ранний период на Южном Кавказе. В свете новейших археологических исследований с большой долей вероятности установлено, что уже в убейдский и урукский периоды (IV-III тысячелетия до н.э.) некоторые племена переселились из Месопотамии на Кавказ. Это мнение, впервые высказанное азербайджанским археологом Идеалом Наримановым на основе раскопок памятника Лейлатепе в Агдамском районе в 1984 г., позднее было подкреплено новыми археологическими данными.
Исследователи связывают эту перекочевку главным образом с употреблением в быту и хозяйстве металлов и поиском рудных источников меди. Таким образом, самые ранние печати, выявленные на территории Азербайджана, скорее всего, принадлежали развитым в социальноэкономическом отношении переселенцам из Месопотамии.
При археологических раскопках, иногда случайно при земляных работах на территории Северного Азербайджана встречались металлические, каменные, пастовые цилиндрические печати, ввезенные из стран Ближнего Востока. Они относятся к эпохе средней бронзы, а больше всего поздней бронзы и раннего железа, то есть II первым векам I тысячелетия до н.э. Эти печати снабжены продольным отверстием для ношения на шнурке. Оттиски таких печатей получались путем накатывания.
В это время в Азербайджане уже прослеживается имущественная дифференциация. Большинство упомянутых печатей было найдено в богатых погребениях, принадлежавшим, скорее всего, племенным вождям, которые могли использовать печати в качестве предметов украшения. Однако не исключено, что к этому времени сложились социально-экономические условия, при которых отдельные представители общества могли употреблять эти печати по прямому назначению. Начиная с VII в до н.э., в Северном Азербайджане печатями пользовались очень широко.
В это время здесь уже завершился распад первобытной формации, созрели условия для возникновения классового общества и государства, расширились торговые и культурные сношения с другими регионами. В VII-VI вв. до н.э. в Азербайджан привозились печати в основном из Ассирии, Ирана и других стран Востока.
Обнаруженные в Мингячевире печати этого периода охватывают в основном временной отрезок с VI в до н.э. до VII в н.э. Часть их, относящаяся к VI-IV вв. до н.э., представлена главным образом бронзовыми перстнямипечатями, изготовленными способом литья. На овальной плоской поверхности этих перстней выгравированы изображения различных животных, а в некоторых случаях человека и различных фантастических существ. Сходные изображения встречаются на так называемых греко-персидских геммах. Судя по изображениям на перстнях, они изготовлялись в условиях культурного влияния Ирана. Многие из этих изделий изготовлены местными мастерами, но использовались и ввезенные печати.
В Азербайджане часто встречались геммы с античными сюжетами. Многие из них были изготовлены из самоцветных камней и вставлены в жуковины металлических перстней. Большое количество булл было найдено в эллинистических слоях древнего городища Габалы столицы Кавказской Албании. Эти ценнейшие находки свидетельствуют о широком употреблении печатей в Кавказской Албании эллинистического периода.
Некоторые оттиски сделаны с завезенными из эллинистического мира высокохудожественными геммами с характерными сюжетами. Такие дорогие геммы-печати могли принадлежать вельможам, представителям местной знати, богатым торговцам. Оттиски геммы печати с изображением отдыхающего Геракла встречаются на нескольких буллах. На этих геммах изображены также боги и богини античного пантеона, символические изображения растений и животных. На оттисках местных печатей были изображены люди, звери и птицы.
Печати и оттиски на буллах, как и другие завезенные изделия, особенно многочисленные серебряные монеты и украшения, свидетельствуют о тесных контактах Кавказской Албании не только с сопредельными, но и со всеми странами эллинистического мира Селевкидским, Парфянским, Греко-Бактрийским царствами, Египтом и другими странами бассейна Средиземного моря.
После похода римлян во главе с Лукуллом и Помпеем в 69-65 гг. до н.э. Албания вошла в сферу влияния Рима. С этого времени в Албанию поступали римские изделия республиканского и имперского периодов, предметы торевтики, монеты, украшения, геммы и др.
Римские геммы представлены в основном маленькими плоскими или плоско-выпуклыми резными камнями, стеклянными литиками, вставленными в бронзовые, серебряные и железные перстневые оправы. На большинстве из них изображены боги и богини античного пантеона — бог солнца Гелиос с лучистым венком на голове, бог войны Арес-Марс со шлемом на голове, копьем и щитом в руках, богини красоты и любви Афродита, Венера, бог любви Эрот, Тюхе-Фортуна с рогом изобилия. Встречается изображение рукопожатия символа согласия на обручальном кольце, мака и колоса символов изобилия, алтаря с пламенем и т.д.
Среди находок в Азербайджане есть гемма, на которой изображена голова Александра Македонского с рогами египетского бога Амона. Такие изображения были широко распространены в эллинистическую эпоху, встречаются и на монетах, например, на монетах царя Фракии Лисимаха (306-281 гг. до н.э.).
Римский автор Гай Транквил Светоний сообщал, что Октавиан Август некоторое время пользовался печатью с изображением Александра Македонского, как, впрочем, и печатью со своим изображением. На античных геммах боги, как правило, изображены в статуарных позах. Это свидетельствует, что на них воспроизведены античные статуи, стоявшие в известных святилищах.
В III-VII вв. печати Кавказской Албании как по форме, так и по сюжетам напоминают печати сасанидского Ирана, под влиянием которого она находилась. Печати этого времени представлены местными и привозными, изготовлены из цветных камней, стекла и металла. На них изображены люди, культовые сюжеты, фантастические существа, звери, птицы, алтарь с пламенем, скорпионы, растения, различные знаки и монограммы.
В целом сюжеты на сасанидских печатях не отличаются большим разнообразием, что отмечал крупный знаток этих изделий В.Г.Луконин. Большинство этих сюжетов связано с религией зороастризма, и исследователи справедливо считают их иллюстрациями к «Авесте» священной книге зороастрийцев. Часть таких печатей местного изготовления, о чем свидетельствуют найденные при раскопках полуфабрикаты.
По материалам журнала IRS Наследие