Госпереворот на Сейшелах: как игроки «Нефтчи» спасались от террористов (1981 г.)

Имя Бориса Хетагурова хорошо известно любителям азербайджанского футбола. Его можно назвать настоящей легендой спортивной медицины Азербайджана. Будучи квалифицированным и известным спортивным врачом, он всю свою жизнь посвятил футболу.

В своем главном клубе жизни — «Нефтчи» — заслуженный врач Азербайджана в общей сложности проработал 44 года. Он видел главное достижение «Нефтяника» в советский период — бронзу чемпионата СССР 1966 года — и основной успех «Нефтчи» в период независимости — выход в групповой этап Лиги Европы в 2012 году. Кстати, впервые в истории азербайджанского футбола.

Борис Хетагуров – это еще и живая история азербайджанского футбола. Коренной бакинец, он родился и вырос в Баку, в старой части города — Чемберикенде, который славился своими спортсменами.

Интересная история произошла с Хетагуровым и «Нефтчи» в начале 1980-х гг.

«На Сейшельских островах была такая история, когда «Нефтчи» чуть не попал в государственный переворот. В ноябре 1981 года мы отправились на Сейшельские острова на четыре товарищеские игры. Мы находились на острове Мае в столице – городе Виктория. Так как отели на Сейшелах небольшие, мы жили двумя группами в двух маленьких отелях. На первом этаже жили хозяева отеля, на втором — несколько комнат для проживания», — рассказывал он.

«Нефтчи» сыграл вторую игру на Сейшелах, выиграв у сборной островов со счетом 5-2. Затем команда приехала в свой отель Bel Air, чтобы переодеться и поехать в другой отель на ужин. И тут началось самое интересное…

«…к нам прибегает хозяин отеля, весь взволнованный, и говорит, что по-местному радио передали, что террористы захватили аэропорт, идет перестрелка, в стране объявлено чрезвычайное положение. Нам позвонили из советского посольства и строго запретили выходить из отеля», — вспоминал Хетагуров.

На следующее утро в отель приехал посол Советского Союза на Сейшельских островах Михаил Орлов и рассказал о случившемся. В то время когда шел футбольный матч, в аэропорт города Виктория авиарейсом из Свазиленда под видом спортсменов-регбистов прилетели 42 террориста, которые вместе с ранее прибывшими на остров террористами должны были совершить государственный переворот.

Во время погрузки багажа чемодан одного из террористов порвался, и оттуда вывалился автомат. Это заметил сотрудник безопасности аэропорта и поднял тревогу. Террористы открыли огонь и взяли под контроль аэропорт. Оказавшиеся в то время там пассажиры и работники аэропорта стали заложниками.

«Около 2-х часов длилась перестрелка между террористами и прибывшими в аэропорт сейшельскими солдатами и полицейскими. При этом был убит один террорист, а два солдата сейшельской армии получили ранения. Контролируя диспетчерский пункт, террористы обманом посадили индийский пассажирский самолет и, захватив его, улетели из страны», — вспоминал врач команды.

Поскольку была информация, что ранее прибывшие террористы спрятались на острове, на семь дней на Сейшелах ввели комендантский час, а гостиницу, где оставались футболисты, взяли под вооруженную охрану.

«Круглые сутки город и международный аэропорт патрулировали военные в поисках оставшихся террористов. В это же время по приглашению руководства страны в морской порт Виктории прибыли советские боевые корабли, которые также стали дополнительной гарантией для руководства республики. Конечно, ни о каких дальнейших играх не могло быть и речи», — рассказывал Хетагуров.

Игроки «Нефтчи» все это время находились в отеле.

«… где-то через 5-6 дней, ночью, в сопровождении вооруженной охраны нас вывезли в аэропорт, чтобы мы улетели на родину. А так как воздушного сообщения между Сейшелами и Москвой не было, то самолет «Аэрофлота», который выполнял рейс Мадагаскар — Москва, приземлился на Сейшелах, забрал нас и мы улетели в Москву. Такая вот история приключилась с нами на Сейшельских островах», — вспоминал он.

… А еще на Сейшельских островах был забавный эпизод, в котором Хетагурову пришлось выполнить функции врача-ветеринара.

Он вспоминал: «У хозяев отеля, в котором мы жили, была собачка с двумя щенками. И однажды ко мне приходит хозяйка отеля вся в слезах и говорит, что их собачка отравилась, помирает, и просит помочь спасти ее. Я вместе с массажистом нашей команды Закиром Гаджарлы спустился во двор отеля. Смотрим, лежит эта собачка без движения, еле дышит. А ее два щенка, жалобно скуля, вертятся возле нее. Мы с Закиром сделали ей инъекцию антибиотика, влили ей в горло лекарство. Словом, через некоторое время собачка ожила. И что трогательно, когда ночью мы должны были выезжать в аэропорт, около отеля ждали автобус, то эта собачка, весело виляя хвостом, прыгала около меня. Видать, таким образом она выражала нам свою благодарность…»

По материалам Т.Максутова, 1News.Az

Врач «Нефтчи»: о травмах и аппендиците Банишевского перед игрой с «Араратом» (1966-67 гг.)
Борис Хетагуров: как врачу «Нефтчи» пришлось стать футболистом в Африке (1967 г.)