Древние пещерные монастыри заповедника «Кешикчидаг»: тайны найденных черепов

Н.Мусеибли, А.Агаларзаде, Д.Кириченко, У.Гаджиева

В 2008 г. экспедиция Института Археологии и Этнографии под руководством Н.Мусеибли, исследующая памятники на территории Агстафинского района, проводила археологические раскопки и на территории Государственного историко-культурного заповедника «Кешикчидаг», созданного в 2007 г.

Эта территория, исторически входила в состав Кавказской Албании (IV в. до н.э. — VIII в. н.э.) — одного из древних государств на территории современного Азербайджана. Заповедник был создан на южной и юго-восточной стороне отвесных гор Джейранчёля, на территории, приграничной с Грузией, и представлял собой монастырский комплекс, состоящий из выдолбленных в средневековье скальных пещер, включающих в себя 70 пещер, одну крепость, две церкви и одну молельню.

В ходе очистительно-профилактических работ одного из участков пещерного комплекса сотрудниками заповедника в одной из квадратных пещер были выявлены три погребения. В каждом из них были произведены археологические раскопки. Одна из могил была расположена на северной стороне пещеры, две другие могилы на ее западной стороне. Они были аккуратно раскопаны до состоящего из песчаника, пола. Часть могил направлена в сторону угла и расширена в форме ступеньки. С этой целью на нижнюю ступень была положена большая плита для того, чтобы выровнять вход в могилу. Все могильные камеры были ориентированы на северо-запад — юго-восток.

Погребения №1 и №2 использовались, как склепы и здесь были выявлены захоронения людей. Камера погребения №3 оказалась пустой, захоронение отсутствовало. Рядом с погребением №3, ближе к входу, был раскопан канал еще одного погребения. Раскопки могильной камеры этим не завершились. Вероятно, пещера являлась не монастырской кельей, а усыпальницей христианских священников.

Погребение №1 было выявлено у стены напротив входа. После очистки могильной камеры от мелкозернистой земли в основании было выявлено три человеческих костяка в беспорядочном состоянии. Черепа располагались в северо-западной части могильной камеры. Захоронения были проведены в разное время. При погребении очередного трупа предыдущие кости отодвигали к стенке погребальной камеры. По этой причине все кости в погребении были перемешаны. После очистки костей от земли могильную камеру замуровали булыжниками.

Погребение №2, расположенное северо-западнее первого, занимало северный угол пещеры. На основании камеры определились смешанные скелеты двух людей, черепа находились рядом в северо-западной части погребения. Ввиду раздавлененности черепов установить их размеры не удалось. Кости были покрыты землей.

Погребение №3 находилось рядом с могилой №2. После очистки погребения было установлено отсутствие какого-либо захоронения. Погребения относились к поздним векам. Археологические материалы не были выявлены ни в одной из них.

Вход в пещеру

Как отмечалось выше, в погребении №1 были обнаружены три хорошо сохранившихся черепа. Ученым удалось взять размеры и определить их антропологический тип — черепа каспийского антропологического типа широко представлены на территории Азербайджана во все исторические периоды, начиная с эпохи мезолита и вплоть до настоящего времени.

Кешикчидагский пещерный комплекс, согласно «Житию св.Давида», был основан в VI в. проповедником Давидом, одним из числа 13-ти сирийских монахов, которые спасаясь от гонений на монофизитов в Сирии, прибыли в Иверию (Грузию). Самая ранняя редакция «Жития св. Давида» относится к X в. В XII в. была создана ее отредактированная версия, которая в середине XVIII в. была переработана митрополитом Самтависским и Горийским Романом. Критическое издание «Жития» было издано И.Абуладзе.

Как известно в IV в. до н.э. в восточной части современной Грузии образовалось государство, известное в грузинской историографии, как Картлийское царство, а у античных авторов — Кавказская Иверия (Тацит, «Анналы») со столицей в г.Мцхет. До принятия христианства на территории Иверии были распространены язычество, митраизм и зороастризм. По преданию, в апостольский период христианство здесь проповедовал св. Андрей Первозванный, который считается основателем Грузинской Церкви, и Симеон Кананит.

Археологические раскопки показали, что в захоронениях III в. н.э. встречались печати с крестами и рыбой или якорем и рыбой, как символами раннего христианства. Согласно традиции, обращение Иверии в новую веру в IV в. было связано со вторичным просвещением со стороны св. Нино (проповедницы из Каппадокии) при царе Мириане III, объявившим христианство государственной религией страны.

Первоначально Грузинская Церковь находилась в подчинении Антиохийской Церкви, патриархат которой являлся одним из четырех древних патриархатов Вселенской Церкви на Востоке. Сирия являлась наиболее беспокойной областью Византии, в которой вначале V в. начались христологические смуты, связанные с выяснением вопроса веры — божественной и человеческой сути в Иисусе Христе. В результате возникли две христологические доктрины: монофизитство (признающая только Его божественную природу (естества) и отвергающая человеческую суть) и диофизитство (признающая две сути — божественную и человеческую). В конце V в. Грузинская Церковь приобрела некоторую автономию от Антиохии с центром в Мцхете.

В VI в. Антиохийская Церковь полностью стала диофизитской. В этот период Иверия оказалась под властью Персии с правом избирать наместника (эристава), и ее столицей стал г. Тбилиси. В политическом противостоянии с Византией, в которой укреплялись позиции диофизитства, царствующая власть в Персии поощряла распространение в государстве и подвластных ей странах христианского течения несторианства и поддерживала монофизитство.

Таким образом, вследствие близости к Византии, связям с Антиохийской Церковью и стремлением приобрести независимость от Пер-сии в Иверии стало укрепляться диофизитство.

Агиографические сведения о св. Давиде Гаредже указывают на то, что в VI в. в Иверии (Грузии) христианство не было полностью распространено и сохранялись позиции язычества и других религий. Согласно этим данным, прибыв в Иверию (Грузию) с 12-ю сирийскими монахами-монофизитами, Давид поселился на горе Задени вблизи Мцхета, главного центра христианство в стране. Через три года сирийские миссионеры-монофизиты стали проповедовать христианство по всей Грузии. Следовательно, население страны исповедовало другие религии, раз приходилось призывать к единобожью, а христианство в стране было принято в форме диофизитства.

Согласно «Житию», Давид обосновался вблизи Тбилиси на горе Мтацминда, на склоне которой устроил небольшую пещеру и часовню. Вместе со своим учеником из местных жителей Лукианом он каждый четверг спускался в город для проповеди. И «они многих обратили в христианство». Это доказывает, что даже в Тбилиси в VI в. христианство не было единой религией и в городе было много язычников.

Погребения в пещере

Далее в «Житие» сказано, что деятельность проповедника вызвала негодование язычников. И в результате клеветы с их стороны он был предан суду. Давид добился оправдания и освобождения. Понимая, что главной причиной всего происшедшего была его проповедь христианства среди язычников, Давид, разочарованный во всем, покинул Тбилиси.

Он пришел в область Камбисена на территории Кавказской Албании, границы которой в VI в. простирались от Дербента на севере и до р. Араз на юге, и от Каспийского моря на востоке до границ Иверии на западе.

В Кавказской Албании распространение христианства было связано с Иерусалимом, с Иерусалимской Церковью. В апостольский период, в I в. в Албании проповедь велась на сирийском и сирийско-арамейском языках апостолом Варфоломеем, учеником апостола Фаддея — Елисеем и Дади (по преданию). В IV в. при албанском царе Урнайре посредством крещения от св. Григория Просветителя (парфянина) христианство было объявлено официальной религией страны. Албанские цари Аршакиды и великие князья Михраниды стремились объединить страну с помощью единой религии и уничтожить язычество и зороастризм.

С середины IV в. возникла албанская письменность, албанский алфавит (из 52 букв), и стали переводиться Библия, богословская и светская литература с сирийского и греческого на албанский язык. К концу IV в. Албанская Церковь становится автокефальной, сформировав свою церковную иерархию. Автокефальность Албанской Церкви определялась ее конфессиональной связью с Иерусалимом, независимостью от Византии и поддержкой со стороны Персии. В IV—V вв. в Албании проповедовали сирийские монахи, о чем свидетельствуют надписи на обнаруженных христианских реликвиях на сирийском языке.

В V-VIII вв. Албанская Церковь насчитывала 12 епископств и постоянно поддерживала связь с кочевниками, которые находились за Кавказскими проходами. В V в. албанский царь Вачаган Благочестивый построил в стране множество монастырей и церквей, вел борьбу с ересями и сектами, созвал Агуэнский собор (488 г.). Установленные церковные каноны были приняты для укрепления позиций Албанской Церкви, которая придерживалась монофизитства, поощряемого Персией.

Таким образом, еще раз следует отметить, что когда св. Давид пришел в албанскую провинцию Камбисену, в стране были распространены сирийский язык (с I в.), что, было немаловажно для общения с местным населением, и христианство монофизитского толка, соответствующее религиозным взглядам проповедника. Он основал храм отшельника — Лавру Давида. А его ученики в труднодоступных искусственно выдолбленных пещерах на склонах небольшого ущелья создали монастырские ответвления (храмы) — которые были обнаружены много лет спустя на территории Кешикчидагского Государственного историко-культурного заповедника.

В период христианства искусственное выдалбливание в скалах пещерных храмов было характерно для ряда регионов Южного Кавказа, и его юго-восточной части в частности.

Среди памятников албанского христианского культового наследия пещеры-храмы занимают особое место. В Албании существовали различные виды отшельничества: пустынники (на г. Дизайпайт существовала община из 3 тыс. человек), столпники, женские и мужские монастыри.

Череп №1
Череп №2
Череп №3

В с. Юхары Чардахлар Загатальского района Азербайджана на южном отвесном скальном склоне г. Хангильдаг в свое время был обнаружен особый памятник V в. (две неглубокие ниши с полуциркулярной аркой, выполненные в виде двойных ворот с пристенным алтарем в глубине центрального проема). Ворота были построены под скальным навесом на искусственной платформе, выполненной из камней скальной породы. Подобные пещеры находили и на территории Газахского района и в Шеки-Закатальской зоне Азербайджана.

Источники VIII—XIX вв. утверждают, что на протяжении веков, во времена смут и войн пещеры правобережья Куры использовались албанами-христианами и Албанской Церковью, как в религиозно-культовых (храмы, св. захоронения, святилища, хранилища книг и церковной утвари), так и в стратегических целях (здесь создавались крепости, убежища, где скрывались албанские католикосы, отсюда управлявшие своей паствой). Источник XIX в. упоминает ряд таких пещер в Гянджинской, Газахской, Гедабекской и Гарабахской (Шушинской) областях. Среди них следует упомянуть считавшиеся святыней семь пещер-церквей напротив южной стороны Чарекской крепости (в Гедабеке). На правобережном склоне р. Тертер находилось нечто вроде пещеры, в которой, по преданию, в сложные политические времена скрывались албанские католикосы.

Начиная с VIII в. в связи с распространением исламской религии, на Южном Кавказе небольшая часть коренного албанского населения, проживающая в приграничном с Грузией регионе, оказалась в сфере влияния грузинского диофизитского православия и подверглась ассимиляции.

После Туркменчайского договора 1828 г. Южный Кавказ был завоеван царизмом, и в ходе ряда политико-административных реформ здесь были созданы губернии Российской империи. Исследования показали, что часть храмов Южного Кавказа перешла в ведение Грузинского экзархата (1811-1917), созданного царизмом и подчиненного Святейшему Синоду Православной Русской Церкви. Грузинской епархии экзархата была подчинена часть монастырей и церквей Елизаветпольской, Эриванской, Бакинской губерний и Джаро-Белоканской области. Это было связано с конфессиональной политикой царизма по распространению православия на Кавказе.

Таким образом, среди албанских храмов левобережья Куры, подведомственным грузинскому духовенству, оказался и пещерный монастырский комплекс Кешикчидага на территории Агстафы. Именно этим объясняется то, что фрески в его пещерах датируются XIX веком и близки к грузинской иконографии.

Для проверки на месте сведений, которые были сообщены сотрудниками Государственного историко-культурного заповедника «Кешикчидаг» о существовании вблизи заповедника древних могил, в июне 2011 г. в заповедник была отправлена археологическая экспедиция. Участок пересекался на севере с границами заповедника «Кешикчидаг», а на юге — с ущельем «Карван-дереси». Данная территория в основном равнинная и использовалась под пастбища.

Во время осмотра сведения сотрудников заповедника нашли свое подтверждение. Действительно, на этой территории были выявлены древние погребения. Они состояли из курганов, занимающих площадь в несколько гектаров. Было установлено наличие десятков курганных погребений. Во время создания искусственных озер на этой местности, в связи, со скотоводством, древние погребальные памятники подверглись разрушениям.

Для определения периодизации курганов на одном из них были проведены раскопки. В могильной камере, находящейся в центре кургана, были выявлены кости животных, два керамических сосуда и панцирь черепахи. Факт выявления черепашьего панциря из погребений эпохи поздней бронзы-раннего железа известен из раскопок Мингячевира. Человеческий костяк в погребении отсутствовал.

По материалам сборника “Этнокультурное наследие Кавказской Албании”

Кувшинные погребения: Что ели и пили жители Кавказской Албании
Из истории Габалы — древней столицы Кавказской Албании (в трудах А.Крымского)
Наследие Кавказской Албании: Памятники античного периода в Агстафе (ФОТО)