«Город-каннибал»: Бакинский журналист впервые в Нью-Йорке (очерк 1965 г.)

Заслуженный журналист Азербайджана Азад Шарифов (1930-2009) за свою карьеру успел поработать в газете «Молодежь Азербайджана», «Физкультурник Азербайджана».

Шарифов также работал в Москве в ЦК ВЛКСМ в секторе печати, затем заместителем главного редактора журнала «Вокруг света». Был корреспондентом газеты «Известия» по Турции, Ирану и Афганистану. В 1969 году А.Шарифов стал заведующим отделом культуры ЦК КП Азербайджана. Он также занимал должность директора «Азеринформ».

В 1965 г. Шарифов в числе группы из 26-ти советских журналистов, полетел в США, где посетил несколько американских городов. Позднее он опубликовал свои впечатления о поездке в книге.

В США он провел три недели, по его словам «слишком маленький срок, чтобы понять эту огромную, противоречивую страну, тем более, если едешь не затем, чтобы почтительно выворачивать шею у стен небоскребов или замирать перед блестящими витринами автомобильных магазинов…»

Принимая во внимание, что это были 1960-е гг., Шарифов так описывал чего он ждал от поездки: «Мы просто хотели понять страну, где созданы чудеса технической мысли и чьи парни, не переставая жевать резинку, расстреливают из автоматов вьетнамских детей, женщин и стариков. Мы хотели понять страну, давшую человечеству Марка Твена, Хемингуэя, Драйзера, Чарли Чаплина. Мы хотели увидеть и услышать Америку, представитель которой спокойно, одним движением руки послал огненный смерч на Хиросиму. Мы пересекали океан с надеждой понять, как живет и о чем думает простой американский народ…»

Его путешествие в Америку началось с сюрприза.

«В Шереметьевском аэропорту я увидел бакинского мэра Алиша Джамилевича Лемберанского и известного советского художника Таира Салахова, которые в составе делегации деятелей советской культуры тоже летели в Нью-Йорк. Позже мы не раз встречались с ними в самых различных городах Соединенных Штатов — это были очень приятные встречи. Я всегда обращал внимание на то, как неустанно работал наш мэр, делал зарисовки и фотографировал различные интерьеры, предметы обслуживания и сервиса, интересные архитектурные здания, аэропорты, кафе, вокзалы, — словом, все то красивое, доброе, что впоследствии поможет сделать еще лучше столицу Азербайджана,» — писал Шарифов.

После кратковременных посадок в Копенгагене и Амстердаме, советские журналисты, наконец, добрались до Брюсселя и оттуда полетели в Нью-Йорк.

Первое впечатление Шарифова после приземления в аэропорту Кеннеди: «Первые американские улыбки, первые чужеземные слова. Традиционные вопросы таможенников: «есть ли мясо, колбаса, семена?», небольшой беспорядок в чемоданах и сумках. И, наконец, «О’кей». К нашим паспортам при-штамповывают какую-то розовую бумажку, которая оказывается правилом поведения в США.»

Затем прилетевших приняла организация «Эксперимент международной жизни», которая их и пригласила.

Шарифов вспоминал: «Но по пути к ним нас перехватывают журналисты. Забегая вперед, скажу, что в целом американская пресса благожелательно освещала нашу поездку, а «Нью-Йорк геральд трибюн» выступила с дружеской статьей и нашла даже место для фотографий советских журналистов. Благо, первое интервью заканчивается довольно быстро. Газетчики, видимо, спешат и, часто, не дожидаясь наших ответов, сами что-то строчат в блокнотах. Несколько вспышек «блицев» и мы в распоряжении наших хозяев. Глубокой ночью поселяемся в отеле «Клингтон», но несмотря на 14-часовой перелет из Москвы, никому не спится. Сказывается разница во времени.»

Согласно воспоминаниям бакинского журналиста, первую ночь в Нью-Йорке уснуть невозможно, потому что «почти каждые полчаса тишину ночи раскалывает истошный вой сирены.»

«Карета скорой помощи, пожарная команда, а чаще — полицейская машина. Но воют все они одинаково классически. В одну бессонную ночь я насчитал 17 сигналов бедствия. Вскоре мы к этому привыкли. На помощь полуночникам приходит телевидение, которое в Нью-Йорке работает почти круглосуточно. «Случайно» в эту ночь по основной программе передавали фильм «О коммунизме», напичканный антисоветскими нелепостями довольно низкой пробы. Фильм часто прерывался рекламами «лучших» сигарет, красителей волос, новейших подтяжек,» — рассказывал Шарифов.

Согласно рассказам журналиста, Нью-Йорк, крупнейший город США, воплощает в себе острейшие противоречия капиталистической Америки и в то же время отражает глубокий кризис принципов буржуазного градостроительства, подчиненного законам частного предпринимательства.

Описание города по Шарифову получилось таким: «Разительные контрасты богатства и нищеты, невероятная скученность застройки, неразрешимые транспортные проблемы, отравленный воздух, отсутствие зелени — вот главные характерные черты этого города-гиганта… Этот тянувшийся вверх нескончаемый конгломерат железобетонных коробок — вызов человека к небу, скупой земле…»

Журналист заходит еще дальше, называя Нью-Йорк «городом-каннибалом», который «в своем стремлении к постоянному обновлению пожирает себя самого с трудом перенося существование на своей территории старых строений — «национальных памятников» (о том, что здесь является «национальным памятником», решают в других местах, обычно в Вашингтоне).»

Журналист пишет, что охваченный жаждой роста, город беспрерывно разрушает старое и строит новое, его облик постоянно меняется.

«Более чем половине зданий в Нью-Йорке не более пятидесяти лет. Два года назад уже почти было решили снести небоскреб Крайслера, жемчужину стиля модерн. Лишь в последний момент, когда под руководством Л. Мис ван дер Роэ уже приступили к проектированию нового архитектурного колосса, старый небоскреб удалось спасти. Жители Нью-Йорка говорят так: «Это будет великий город, если нам удастся когда-нибудь его построить». Но как можно завершить сотворение чудовища, которое с каждой фазой луны меняет свою шкуру? Впрочем, без этого Нью-Йорк уже не был бы самим собой,» — рассказывает Шарифов.

Он отмечает, что XX век — век мощного вертикального роста, массового слома устаревших зданий и возведения новых гигантов из стекла и бетона, которые позднее стали копировать во всем мире.

«В течение долгого времени пальму первенства удерживал Эмпайр стейт билдинг: 102 этажа, 381 метр, в высоту, плюс 67 метров башня, построенная на крыше. Позднее рекорд высоты побил торговый комплекс, состоящий из двух стодесятиэтажных башен,» — отмечал журналист.

Рекорду было суждено продержаться 36 лет, до 2001 года — когда благодаря терактам 11 сентября в США, были уничтожены башни близнецы о которых писал в 1965 году А.Шарифов. Кстати, в момент атаки на башни Нью-Йорка, там оказались и азербайджанцы, о чем они позднее вспоминали

По материалам книги «Чайки над Босфором»