Я.Рагимов
Нахчыванский край Азербайджана относится к числу древнейших очагов цивилизации, а город Нахчыван признан одним из ранних поселений и очагов градостроительства на Востоке.
История этого города издавна привлекает внимание ученых. Ценные сведения об историческом прошлом, населении, кварталах города, а также о географии края содержатся в русских источниках. Древняя история Нахчывана, его архитектурные памятники, важное географическое положение на пересечении караванных путей привлекали внимание русских ученых, этнографов, дипломатов, путешественников.
После аннексии царской Россией Северного Азербайджана в 1828 году сюда стали направлять эмиссаров для изучения традиционных порядков и сбора сведений. Среди них русские исследователи В.Г.Григорьев, К.А.Никитин, С.П.Зелинский, Н.Энгельгардт, Н.К.Никифоров, А.Г.Деконский. Немало сведений об истории города Нахчывана содержится в документах колониальных чиновников: донесениях, справках, письмах, описаниях местностей.
В русских источниках сообщается, что город Нахчыван, центр Нахчыванской провинции, расположен на оконечности последнего перевала Карабахских гор, приблизительно в восьми километрах к северу от реки Араз между 39°12´ северной широты и 63°5´ восточной долготы. На севере граничит с селением Шихмахмуд, на востоке с селением Шакерабад, на юге – с селениями Тумбул и Ямхана, а на западе с Алиабадским и Хойским магалами (округами). Город занимает территорию в 6 квадратных верст (верста – старая русская мера длины, равная 1,0668 км), а вместе с окрестными земельными угодьями – 17 верст.
Пригодные к земледелию и орошаемые земли составляют 350 халваров (халвар – старая мера весов и длины на Востоке; в Нахчыване 1 халвар соответствовал 20 пудам, а как мера площади он равнялся полтора десятинам). Водоснабжение города осуществлялось посредством кяризов (подземных водоводов) и арыка, берущего начало от реки Нахчыван-чай и разделяющего город на две части.
Русский путешественник И.Шопен, побывавший в Нахчыване в середине XIX века, писал, что жители города пользовались питьевой водой из двух родников и одного колодца.
Далее он замечает: “В городе Нахчыване только участок вокруг рынка официально считается площадью. На пустырях сеют пшеницу и другие зерновые культуры, имеются также посевы табака. Здесь много огородов”.
После подписания в 1828 г. Туркменчайского мирного договора между Россией и Персией, по которому Иреванское и Нахчыванское ханства были присоединены к России, царское правительство объединило территории этих двух азербайджанских ханств в так называемую «Армянскую область», куда в массовом порядке переселяли армян из Турции и Ирана. В 1840 г. областное управление было упразднено и взамен созданы Эриванский и Нахчыванский уезды в составе Грузино-Имеретинской губернии, а с 1846 г. – в составе Тифлисской губернии.
В 1850 г. царским правительством была образована Эриванская губерния, в составе которой имелись Александропольский, Нахчыванский, Новобаязетский, Шарур-Даралагезский уезды и Ордубадский округ. Отметим, что в Российской империи при административно-территориальном устройстве совершенно не учитывались этнические различия.
Существует ряд версий этимологии названия «Нахчыван». Некоторые ученые связывают его с греческим Наксуана, другие – с арабским Нашава. Многие связывают это слово с названием племени нахчи, населявшего край в древности. Распространена привязка названия к слову «Нагши-Джахан», что означает «украшение мира». Автор настоящей статьи считает, что слово «Нахчыван» означает “пристанище Нуха”.
Интересно, что еще во II веке древнегреческий ученый Клавдий Птоломей впервые упоминает Нахчыван как место жительства Ноя и как один из семи больших городов мира. Русский исследователь К.А.Никитин в статье “Город Нахичевань и Нахичеванский уезд” писал: “По преданию, после потопа пророк Ной жил в Нахичевани и здесь же был погребен. До сих пор сохранились притчи о том, как пророк Ной работал на местных соляных копях”.
Другой русский исследователь В.Г.Григорьев в книге “Статистическое описание Нахичеванской провинции” (1883) утверждает, что до арабского завоевания в этой стране было пять городов, выстроенных персидским царем Бахрамом Чубином.
Этот вывод подтверждается другим русским источником — “Обозрение российских владений за Кавказом в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях”. Далее Григорьев повествует о Нахчыване, который в древности, во времена персидских царей Кира и Камбиза был крупным городом, имевшим до 40 тысячи домов. Автор дает сведения о населении города, о ханском дворце, городских кварталах и рынке, состоявшем из маленьких каменных дуканов, крытых камышом.
Тот же К.А.Никитин в статьях “Город Нахичевань и Нахичеванский уезд” и “Народные предания в Нахичеванском уезде”, опубликованных в “Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа”, описывает географическое положение города, исторические памятники, приводит предания, связанные с пророком Ноем и Ноевым ковчегом.
Ссылаясь на данные географа Хамдуллы Казвини, писателя Лазаря Джагринского, историка Степанноса Орбелиани, автор утверждает, что Нахчыван был основан в 1539 г. до н.э. В конце VIII-VII вв. до н.э. город вместе с окружающей территорией входил в состав государства Мидия. В IV в. н.э. Нахчыван был “прекраснейшим и известнейшим городом в свете”, в нем насчитывалось до 3 тысяч домов и около 150 тысяч жителей. Нахчыван служил одним из узловых пунктов торговли между Персией, Индией, Средней Азией, Китаем со странами Запада. Через Нахчыван проходил древний «шелковый путь», здесь были обширные рынки, большие караван-сараи, в которых могли разместиться одновременно несколько караванов.
Далее Никитин отмечает, что в начале VII в. византийский император Ираклий II (610-641) начал войну против сасанидской Персии, в состав которой с III в. входил Нахчыван, и до основания разрушил нахчыванскую крепость — резиденцию персидского наместника. В 654 г. арабы после кровопролитных боев завладели Нахчываном. В Х в. этот город вновь превращается в цветущий ремесленно-торговый центр. Но позднее византийский император Василий II (975-1025) вновь напал на Нахчыван и разграбил его.
В XI веке Азербайджан вошел в состав огромной Сельджукской державы. Во второй четверти XII в. на юге Азербайджана возникает государство атабеков (атабек – воспитатель сына султана) Эльдегезидов со столицей в Нахчыване. Период существования государства атабеков Азербайджана характеризуется подъемом культурной жизни.
В 1220 г. Нахчыван был разрушен в результате монгольского нашествия, а в 1386 г. оказался под властью Тимуридов. Тот же Никитин писал: “Несмотря на разорение страны чужеземными захватчиками, она (Нахчыван – Я.Р.), как легендарная птица Феникс, вновь возрождалась из пепла. Жители страны быстро восстанавливали разрушенное войной”.
И все же частые нашествия иноземных завоевателей, а также открытие морских путей, в результате которых потеряли значение традиционные сухопутные караванные пути между Востоком и Западом, привели к постепенному упадку края. К началу XVIII в. Нахчыван потерял былое величие, население города с 150 тысяч человек сократилось до 6 тысяч.
Уже упоминавшийся И.Шопен отмечал, что в старину Нахчыван состоял из четырех кварталов: Алихан, Шахаб, Гурдлар, Сарбанлар. В дальнейшем по мере роста населения добавились еще 9 кварталов: Орудж-махла, Кохна-гала, Хошулу, Чапархана, Зиил-арх, Биллиджи, Хойский, Гала, Армянский и Тазакент или Узун-дивар. И.Шопен сообщает, что в 1832 г. население города насчитывало 5470 человек: 3641 азербайджанцев и 1448 армян, из которых 338 коренных и 1110 из числа тех, кто переселился сюда из Персии по итогам Туркменчайского договора.
В целом же население Нахчыванской провинции состояло из 17,138 азербайджанцев, 1,690 армян и 10,679 армян – переселенцев из Ирана и Турции.
Кстати, в этом же источнике приведен национальный состав населения Эриванской провинции: 49,875 азербайджанцев, 20,073 коренных армян, 45,207 армян-переселенцев. Как видим, высокая численность армян, почти сравнившихся с коренным населением, в данном случае достигнута как раз за счет переселенцев.
Уже упоминавшийся выше В.Г.Григорьев писал: “В период присоединения Нахичеванского ханства к Российской империи сюда переселилось значительное количество армянских семейств из различных стран, в особенности из Персии: Табриза, Мараги, Хоя, Урмии и Салмаса. В 1828 г. в Нахчыванской провинции было зарегистрировано 2,551 семейство армян, которые селились небольшими группами – родственными семействами, 2,285 армян поселились в 43 азербайджанских селениях Нахичеванского уезда и 266 семей армян – в 4 селениях Ордубадского округа”.
Из сказанного вытекает, что преобладающим национальным элементом в Нахчыване на протяжении веков были азербайджанцы. Нет никаких оснований считать эту землю армянской, поскольку армяне являются здесь пришлыми. До некоторого времени армянские историки признавали этот факт, но сейчас по известным причинам он обходится молчанием.
Так историк И.Ениколопов в книге “Грибоедов и Восток” писал, что при Эльдегезидах Нахчыван обрел особое величие, которое придавали городу многочисленные строения – прекрасные дворцы, мечети, медресе, караван-сараи, крытые базары, бани. Но со временем разорительные войны и землетрясения превратили Нахчыван в один из заурядных городов Среднего Востока, что нашло отражение в русских источниках.
Так, В.Г.Григорьев писал, что во время первой и второй русско-иранских войн город был подвергнут сильным разрушениям. Если в конце XVII века в Нахчыване насчитывалось 2 тысячи домов, то в начале XIX в. всего 700.
И.Шопен отмечает: “Облик Нахчывана напоминает город, взятый штурмом с особой жестокостью. Сильным разрушениям подвергнуты дома, кривые, узкие улицы напоминают ад. Местами на глиняных стенах птицы свили гнезда”.
Примерно таковы же впечатления К.А.Никитина: “По внешнему облику Нахчыван напоминает иранские города. Все дома одноэтажные и окружены высокими глиняными стенами. Узкие, кривые и крайне грязные улицы придают городу убогий вид. Ввиду того, что улицы кривые, из-за высоких стен ничего не видно. Из-за отсутствия леса все дома строятся из глиняных сырцовых кирпичей. Вообще здесь не встретишь деревянных домов”.
Интересные сведения можно найти в отчете русского историка В.В.Сысоева “Древности Нахичеванской АССР”: “Нахичевань очень древний город. Город воздвигнут до Х века, а может быть, еще раньше. Его последующую историю можно описать так: через каждые 200-300 лет город разрушался до основания, но каждый раз вновь восстанавливался. В 1926 г. в городе имелись 4 мечети с простой азиатской архитектурой. Жителей города обслуживали 3 бани, принадлежащие Шихали-беку, Фазли и Мирзалы”.
К.А.Никитин в статье “Город Нахичевань и Нахичеванский уезд” дает сведения об использовавшихся здесь в конце XIX в. единицах веса: доля, нухуд, мисгал, бисти, чарек, батман, харвар; о мерах аттари (для ювелирных изделий): мшкан, понза, сия, чарек, батман; мерах линейных: грек, сия, гяз, агадж. Из них нухуд равняется 3.698 долям (старая русская единица — доля равна 44 миллиграммам), мискал — 28 нухудов, стил — 50 мискалам или 1400 нухудов, бисти — 800 мисгалов или 1400 нухудов, чарек — 4 бисти, батман — 4 чареков, харвар — 25 батманов.
Для максимально достоверного описания Нахчыванской провинции русские ученые и исследователи часто обращались к дополнительным письменным источникам. Но за кратковременное пребывание в Нахчыване при всем желании они не могли, естественно, в совершенстве изучить ни азербайджанский, ни персидский языки. Поэтому они прибегали к услугам переводчиков, которые зачастую снабжали их недостоверной, а то и прямо искаженной информацией.
Так, старинные азербайджанские памятники края нередко выдавались за армянские. Примерами такого рода искажений изобилует книга К.Н.Смирнова “Материалы по истории и этнографии Нахичеванского края”.
Здесь названия азербайджанских поселений, старинные храмы, строения, памятники Нахчывана представлены как армянские. Искажены и данные о численности азербайджанцев и армян в Нахчыване и близлежащих селах. И все же, несмотря на определенные недостатки, русские источники служат ценным материалом для изучения истории Нахчывана и Нахчыванского края.
По материалам журнала IRS Наследие