Г.Гошгарлы
В ряде параграфов (1, 3, 4, 5) главы IV книги XI «Географии» Страбона приводятся, на первый взгляд, противоречащие друг другу сведения об албанах.
С одной стороны, по сообщениям Страбона:
а) албаны склонны к пастушескому образу жизни и близки кочевникам;
б) за землей здесь нет ухода, и блага произрастают сами по себе;
в) албаны не знают точных мер и весов, у них нет чеканной монеты, занимаются меновой торговлей, не знают счета более ста;
г) они беззаботны в делах войны и государственного устройства.
С другой стороны, Страбон же сообщает, что:
а) албанские земли вспахиваются и орошаются лучше, чем вавилонские и египетские, и дают высокий урожай;
б) войска выставляют больше, чем иберы, вооружая 60 тыс. пехоты и 22 тыс. всадников;
в) албаны сражаются как пешими, так и на конях, в легком вооружении и в панцирях.
В историко-археологической литературе (К.В. Тревер, С.Т. Еремян, И.Г.Алиев, К.Г.Алиев, Я.А. Манандян, З.И. Ямпольский, С.М. Казиев. Г.А. Меликишвили, О.Д. Лордкипанидзе, Е.А. Пахомов, Дж.А. Халилов, И.А. Бабаев, Ф.Д. Мамедова, Ю.Р. Джафаров, А.А. Акопян и др.), посвященной Кавказской Албании античного периода, дается развернутый анализ этих сообщений с попыткой научного обоснования имеющихся противоречий.
В целом, можно выделить три основных вывода, к которым приходят исследователи:
а) Албания на рубеже двух эр в политическом и социально-экономическом аспекте находилась на более низкой ступени развития, нежели соседние страны
б) многие сведения Страбона почерпнуты из недошедших до нас трудов Патрокла и Эратосфена, а, следовательно, характеризуют албанское общество IV-III вв. до н.э., а не рубежа эр;
в) основным информатором Страбона является Феофан Митиленский – участник похода Помпея, который ввиду кратковременного пребывания на территории Албании и специфики действий не имел возможности для подробного изучения страны и его сведения не отражают политические и социально-экономические реалии того времени;
г) римляне были только в Камбисене – области Албании, где преобладало кочевое население, и полученные здесь сведения распространены на всю Албанию.
На основе изучения памятников материальной культуры Кавказской Албании рубежа эр можно в определенной степени скоррелировать те или иные сообщения Страбона.
Явно не соответствуют применительно ко всему населению Албании такие положения древнегреческого автора, как:
а) отсутствие ухода за землей;
б) отсутствие склонности к торговле и монетного обращения;
в) незнание точных мер и весов, счета более ста;
г) беззаботность в военных делах
По археологическим материалам установлено, что пахотное земледелие в Албании, основанное в т.ч. и на ирригационной системе, достигло высоко- го уровня развития уже во второй половине I тыс. до н.э.
Зона интенсивного земледелия охватывала всю Кура-Араксинскую низменность. Многочисленные и разнообразные орудия и средства сельскохозяйственного труда, обнаруженные при раскопках, выявленные здесь нескольких сортов пшеницы, ячменя, проса, овса и т.д. свидетельствует о высокой культуре земледелия.
Обнаруженные на территории Албании многочисленные монеты эллинистической и позднеантичной эпох, местные подражаний им, импортные изделия, прохождение через Албанию международных торговых трасс указывают на развитый в целом в стране характер как внутренней, так и внешней торговли, нужды которой обеспечивались как привозными монетами, так местным чеканом.
Указание же Страбона на близость албан к кочевникам является, как и обширный остеологический материал по домашним животным, свидетельством развитого отгонного скотоводства.
Учитывая, что основным источником для Страбона по Кавказской Албании является информация Феофана Митиленского, можно считать, что указанные противоречия Страбона по сути отражают процесс накопления знаний об Албании у самого Феофана по мере продвижения римлян вглубь албанской территорий. Это полностью согласуется со временем похода и его маршрутом.
Вероятнее всего, Страбон сохраняя порядок изложения сведений в том виде, в котором они изложены у Феофана Митиленского, показывает многоукладный характер хозяйства Кавказской Албании, существование различных хозяйственно-культурных типов, а не ее отставание в социально-экономическом развитии от соседних стран, как это нередко преподносилось в историко-археологической литературе.
По материалам сборника “XXVIII Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции.”