Н.Мамедзаде
Одной из самых проблемных областей общественной и государственной жизни Азербайджанской Демократической Республики (АДР) была социальная сфера, что вытекало из тяжелых материальных условий подавляющего большинства населения страны.
В социальной политике особый упор делался на улучшение материального положения граждан, находящихся на государственной службе. 3 июля 1918 года правительство приняло постановление об образовании межведомственной комиссии по улучшению материального положения государственных служащих. Серьезный шаг в направлении улучшения положения государственных служащих предприняли 13 октября. Тогда правительство постановило установить прибавки к содержанию служащих правительственных учреждений в 250 рублей ежемесячно.
Однако эти меры не могли привести к кардинальному улучшению жизни малоимущей части населения. Это еще более обострило рабочий вопрос — одну из самых главных проблем, стоящих перед государством. Специфической особенностью исторического момента было то, что правительство отодвигало рабочий вопрос на второй план. Этим оно усугубляло социально-экономическую ситуацию в стране.
Несмотря на ограничение деятельности политических партий в АДР в условиях турецкого военного присутствия, острота социальных отношений проявлялась как в межпартийной борьбе, так и в плоскости взаимоотношений политических сил с властными институтами, торгово-промышленными кругами и рабочим классом.
Наглядным проявлением одновременно социальных противоречий и кризиса производства стал разразившийся в конце сентября — начале октября 1918 года конфликт в Бакинско-Астраханском нефтепромышленном обществе. Он во многом явился отголоском некоторых неопределенных моментов, содержащихся в правительственном постановлении о денационализации.
Администрация указанного предприятия, расценив отмену этим постановлением изданных Бакинским Совнаркомом распоряжений касательно управления предприятиями нефтяной промышленности как предоставление владельцам права на свершение антирабочих действий, отказалась от услуг ряда рабочих и заявила об их увольнении.
Урегулировать конфликт поручили одному из самых авторитетных государственных деятелей Азербайджана, министру путей сообщения Х.Мелик-Асланову. Он в рамках своего ведомства создал отдел труда, хоть в самой малой степени возмещавший отсутствие Министерства труда. Он распорядился приостановить решение владельцев Бакинско-Астраханского нефтепромышленного общества об увольнении рабочих и довольствовать рабочих «на общих основаниях» до установления правительством порядка сокращения штата рабочих, занятых в нефтяной промышленности.

Нарастание социальной напряженности, особенно проявившееся после освобождения Баку и восстановления территориальной целостности страны, во многом вызванное отсутствием механизма разрешения социальных конфликтов, сделало очевидной необходимость в деятельности органов по охране труда, в первую очередь — полноправного ведомства, ответственного за эту сферу.
Однако, несмотря на актуальность создания таких органов, существующий состав правительства, большей частью находившийся под влиянием крупного капитала и связанный в своих действиях явно выраженным антисоциалистическим настроем турецкого командования, проявил неготовность к реализации данного мероприятия.
Тем не менее этот вопрос постепенно начал «осваивать» коридоры правого правительственного кабинета. В ряду его наиболее серьезных постановок следует выделить послание исполняющего дела Старшего фабричного инспектора Бакинской губернии Культепина, адресованное министру путей сообщения Х.Мелик-Асланову 5 октября 1918 года.
В послании были представлены соображения по вопросу возобновления деятельности учреждений по надзору за охраной труда.
Подчеркивалась необходимость возвращения к взятому после свержения царизма курсу на формирование специальных учреждений. В их числе:
— Правительственные установления (отдела труда, позднее реорганизованного в Министерство);
— Главного присутствия по фабричным и горнозаводским делам;
— Совета по делам страхования рабочих; местных (губернских) правительственных учреждений и рабочих организаций (рабочих комитетов при промышленных заведениях и профсоюзов)
При этом самостоятельное ведомство по охране труда, как отмечалось в послании, должно было руководить общей политикой по рабочему вопросу, пересмотром законодательства по охране труда и разработкой новых законопроектов, осуществлять высшее руководство деятельностью органов надзора.
Однако вопрос о создании органов по охране труда, прежде всего Министерства труда, решили уже при следующем, левоцентристском правительстве Азербайджана в конце 1918 года.
По материалам книги автора
| На грани голода: как в АДР решали проблему продовольственного кризиса (1918 г.) |

