О помощи советского Азербайджана Турции в 1920-х гг.

Я.Амирова

В результате I мировой войны в начале ХХ века, Османская империя почти лишилась большей части своей территории, которую разделили между собой ряд стран. Наряду с этим, в этот период на территории Анатолии турецкий народ под руководством Мустафа Кемаль Ататюрка приступил к борьбе за независимость, против раздела страны странами Антанты.

После начала освободительной борьбы, чтобы противостоять натиску извне, правительство Мустафа Кемаля и ВНСТ (Великое национальное собрание Турции) не только мобилизовали внутренние резервы, но и создали дружеские отношения с большевистской Россией и советским Азербайджаном в качестве внешнего фактора.

Считавшие борьбу турецкого народа и своим делом азербайджанцы оказывали своим братьям в Анатолии не только моральную, но и материальную поддержку. Надо отметить и то, что начало этой материальной поддержке было заложено еще во времена Азербайджанской Демократической Республики (АДР).

Например, премьер-министр АДР Насиб бей Юсифбейли подписал и передал руководителям анатолийских борцов за независимость чеки на сумму 1,5 млн. французских франков.

19 апреля 1920 года азербайджанское правительство в очередной раз оказало турецкой армии материальную помощь в виде денег.

Кроме того, в переговорах с членом ВНСТ Рауф беком, Насиб бей Юсифбейли указал на необходимость прибытия турецких войск в Азербайджан, обещал обеспечить необходимое количество оружия и боеприпасов. Однако он не мог сказать как и какими путями будут осуществляться поставки, т.к. дороги были перекрыты дашнаками.

Однако, несмотря на противодействие дашнаков, правительство Ататюрка получило часть этой помощи. Об этом мы узнаем из писем Мустафа Камал паша Мамдух Шёвкет беку от 18 мая и 16 ноября 1921 года.

В одном из писем говорится: «До революции в Азербайджане правительство передало через Мир Юсиф Везирова разными чеками 1 млн. франков. Кроме того, была отправлена и некоторая сумма денег. Из этих денег мы получили 19 тысяч лир. Остальная часть амуниции в счет выделенной суммы не была представлена, т.к. по причине революции деньги не были переведены и банк отказал в оплате. Просим Вас получить от правительства советского Азербайджана указанные 1 млн. франков».

Позднее эта сумма была отправлена правительству Мустафа Кемаля правительством советского Азербайджана. Во втором письме Мустафа Кемаль паши снова говорится о положительной реакции правительства советского Азербайджана на его просьбу.

Наряду с этим после отправки Нариманом Наримановым через Магомеда Кянгярли финансовой помощи в размере 1,5 млн. франков, через Шейхзаманова ВНСТ была передана денежная помощь еще большего размера. Так, Магомед Кянгярли пишет, что при встрече с Шейхзаманлы он постарался выяснить сумму этой помощи, но тот ушел от ответа, сказав: «Доктор, это братская помощь… Оказавший ее не признается в этом».

При этом необходимо отметить общеизвестный факт о том, что руководители национально-освободительного движения в Анатолии изначально были склонны усиливать связи с большевистским правительством России, т.к. чтобы противостоять оккупационным силам в своей стране тюркам Анатолии была необходима поддержка сильного государства. Самой подходящей для этого страной была большевистская Россия, также противостоящая этим странам.

Поэтому 26 апреля 1920 года М.Кемаль паша обратился с письмом к советской России, прося помощи в борьбе с силами Антанты. Положительный ответ советской России был обусловлен тем, что она стремилась ослабить интервенцию 14 стран во главе с Англией и Францией против еще не окрепшей власти большевиков.

Важную роль в выделении этой помощи сыграли переговоры, проведенные Мустафа Кемалем. Так, отправившийся по указанию Ататюрка в советскую Россию после конгресса в Сивасе Халил паша вернулся из Москвы в июне 1920 года с золотом на сумму 100 тысяч лир. Так как сухопутные коммуникации между Россией и Турцией находились в руках дашнаков, возвращавшийся с первой партией помощи от советской России Халил паша с трудом добрался до Нахчывана. Оттуда он добрался до Анатолии и сдал привезенное золото.

После передачи мусаватским правительством в конце апреля 1920 года власти коммунистам, 16 мая в Баку приехал Нариман Нариманов. С 28 апреля 1920 года по 12 марта 1922 года он был руководителем ЦК КП Азербайджана и СНК Азербайджанской ССР, на 2 месяца (апрель-май 1920 года) взял на себя также обязанность министра иностранных дел.

В дни, когда Нариман Нариманов пришел к власти в Азербайджане, турецкий народ под руководством Мустафа Кемаля вел освободительную войну в очень тяжелых условиях. Захватившие и поделившие между собой территории бывшей Османской империи государства-оккупанты ждали капитуляции турецкого народа. Перед лицом финансовых, экономических, военных трудностей, герои национально-освободительной войны под руководством Мустафа Кемаля продолжали оказывать сопротивление.

Чтобы обеспечить их всем необходимым, Мустафа Кемаль использовал все возможности, стремясь очистить территорию Анатолии от армий оккупантов. В шифрованном телеграфном послании командующему 15-й полевой армии Восточного фронта Казым Гарабекир паше от 3 мая 1920 года он сообщал: «У государства не осталось средств. Ныне нет никаких внутренних источников, способных обеспечить финансирование. До получения денег из других источников, прошу обеспечить получение займа от правительства советского Азербайджана».

Казым Гарабекир паша довел это желание до сведения правительства Азербайджана.

Вот что пишет по этому поводу Доган Авчыоглу: «Эти дни были самыми горькими для нас. Были дни, когда Мустафа Кемаль оставался не только без сахара, кофе, еды, но даже и без хлеба. Выслушав Гарабекир пашу по поводу обращения за помощью к правительству Азербайджана, Мустафа Кемаль согласился на это, даже зная, что в Баку у власти большевистское правительство».

Советский Азербайджан положительно ответил на просьбу Мустафа Кемаля. Эту просьбу можно считать первым официальным контактом между Азербайджанской советской Социалистической Республикой и правительством в Анкаре. После этого первого контакта между Мустафа Кемалем и Нариманом Наримановым возникли душевная близость, братские и дружеские связи. Эта близость стала фундаментом особого внимания Н.Нариманова к освободительной борьбе турецкого народа, его поддержки этой борьбы дипломатическими путями и экономической помощью.

Сформировавшиеся отношения были очень важны для турецкого правительства и ВНСТ, т.к. остерегаясь находившихся в состоянии войны с правительством Мустафа Кемаля империалистических государств Запада, ни одна страна в мире не решалась признать это правительство. А для продолжения войны было необходимо немедленно обеспечить финансовые потребности. Оказать помощь в данной ситуации могли советская Россия и советский Азербайджан.

11 июня 1920 года Векир Сами и Осман бек отправились в путь во главе делегации народных избранников для проведения переговоров советской Россией. После проведенных переговоров ВНСТ получило между 21 сентября и 15 октября 1920 года в Трабзоне 2,815 английских винтовок и 1,885 английских пехотных патрона, а 500 винтовок и 250 ящиков патронов были отправлены Гиресинскому полку.

Затем в ноябре 1920 года из Ростова правительству Мустафы Кемаля были отправлены 32 вагона оружия и боеприпасов, а также 8 английских полевых пушек калибра 7,5, что стало подспорьем сражавшимся турецким солдатам.

Несмотря на ограниченные возможности, только летом и осенью 1920 года советское государство отправило боровшемуся против империализма турецкому народу 6,000 винтовок и более 5 миллионов патронов, 17,600 артиллерийских снарядов и 200 кг золотых слитков.

Вот что пишет об отправке этого золота советским правительством правительству Мустафа Кемаля турецкий историк Али Камал Мерам: «Из заявления скончавшегося в нашей стране в прошлом году бывшего президента Бухары Османа Годжаоглу проясняется, что все золото, переданное советами ВНСТ было собрано проживавшими в этой стране тюрками и было передано правительству Ленина для отправки нам».

В связи с этим надо отметить и тот факт, что при организации тюрками Азербайджана «Фонда содействия тюркскому национально-освободительному движению», наши бабушки передавали туда свои древние золотые предметы, золотые браслеты, серьги и другие украшения, чтобы правительство Мустафа Кемаля продав их, купило оружие и одержало победу над врагом».

Здесь же необходимо упомянуть одно распоряжение Наримана Нариманова. Это распоряжение было адресовано Гохрану. Хотя документ должны были подписать председатель Совнаркома и секретарь, на нем стоит только подпись Нариманова. Это было распоряжение о выдаче отправлявшейся в Турцию делегации предметов из золота на сумму 1 миллион золотых – женской сумки из золота, 4 мужских золотых часов, золотого портсигара, золотого футляра для Корана, золотой цепочки. На этом распоряжении, датированным 30 августа 1921 года, рукой Нариманова написано «для подарка».

Как уже было отмечено, правительство советского Азербайджана также было заинтересовано в этих делах, и даже выступало в качестве организатора.

19 августа 1920 года Н.Нариманов направил руководству ВНСТ письмо, в котором писал: «Другого пути спасения нет. Мусульманские коммунисты всеми силами будут рядом с вами для достижения ваших целей. В противном случае, не будет пути спасения ни для вас, ни для народов Востока».

Еще одним вопросом, по которому в то время Азербайджанская Республика проявила свою волю, была помощь ставшим сиротами и бездомными в результате армянских погромов детям. Об этом свидетельствует письмо Казым Гарабекир паши в Министерство обороны от 1 декабря 1920 года о передаче советским правительством Азербайджана 500 сотенных золотых монет Османской империи. Эта помощь продолжалась и в последующий период.

В этот период патриотам Анатолии под руководством Мустафа Кемаля приходилось бороться и против сил султанского правительства, и против сил Антанты. Параллельно Мустафа Кемаль развивал отношения с советской Россией и советским Азербайджаном. Азербайджанские тюрки не скупились на любую помощь испытывающей трудности и в политическом, и в экономическом, и в военном плане правительству Мустафа Кемаля.

В национально-освободительной борьбе тюрков Анатолии принимали участие много граждан Азербайджана, которые добились многих ярких побед. Например, после подавления 28 мая 1920 года большевиками восстания в Гяндже, избежавший разгрома азербайджанский полк под командованием Албай Самеда прошел через Южный Азербайджан в Турцию, прибыл в окрестности Эрзерума, где присоединился к национально-освободительной борьбе в Анатолии.

Будет уместно отметить и то, что в июне 1920 года дипломатические связи между советским Азербайджаном и правительством ВНСТ развились до такого уровня, что Комиссариат Иностранных Дел Азербайджана предложил Англии обменять в Стамбуле находившихся в плену в Баку англичан на арестованных на Мальте турков-кемалистов.

Так, когда правительство Англии потребовало освободить арестованных XI Красной Армией в Баку английских офицеров, в начале сентября 1920 года комиссар иностранных дел Азербайджанской Советской Республики М.Д.Гусейнов по указанию Наримана Нариманова заявил через английского представителя в Тифлисе, что азербайджанское правительство может обменять плененных англичан только на сосланных на Мальту анатолийских повстанцев. Однако глава правительства Англии Керзон отверг это предложение, выразив советской России и советскому Азербайджану протест. В связи с этим ВНСТ направило правительству советского Азербайджана благодарственную телеграмму.

Естественно, этот факт является ярким свидетельством не только теплых отношений между правительством ВНСТ и советским Азербайджаном, но и братских отношений между двумя народами.

По материалам Института истории Национальной Академии Наук Азербайджана