Благотворительность в Азербайджане в начале ХХ века

О.Буланова

Немалый научный и практический интерес вызывает исследование зарождения и развития благотворительности в Азербайджане, форм ее проявления и направленности. Участие представителей национальной буржуазии в благотворительной, культурно-просветительской деятельности приобретало большой социальный резонанс, т.к. отражало их стремление улучшить жизнь сограждан в основных сферах человеческого бытия: экономическом положении, нравственном совершенствовании и образовательном развитии.

Вопрос роли азербайджанской буржуазии в благотворительных процессах конца XIX – начала ХХ в. не теряет своей важности. Ясно только, что наиболее видные представители азербайджанской буржуазии, занимавшиеся благотворительностью, являлись яркими, неординарными личностями, своими деяниями определявшие социальный вектор жизни и развития всего народа.

Для начала надо сказать, что заниматься благотворительностью на мусульманских окраинах империи было делом нелегким: вся благотворительная (и не только) деятельность азербайджанских предпринимателей осуществлялась под неослабным полицейским надзором в условиях проводимой имперской колониальной политики.

Несмотря на это участие национальной буржуазии в благотворительной деятельности осуществлялось в различных формах и направлениях: финансировании благотворительных обществ, строительстве новых больничных зданий, оказании помощи пострадавшим от стихийных бедствий, национальных столкновений (без различия вероисповедания), а также в годы Первой мировой войны и т.д.

В октябре 1905 г. была зарегистрирована первая мусульманская благотворительная организация в Азербайджане – Мусульманское благотворительное общество в г. Баку, целью которого было оказывать мусульманам материальную поддержку и покровительство в различных вопросах. Кроме благотворительности общество выполняло культурно-просветительские функции, обеспечивая учащихся школ, студентов пособиями и стипендиями.

Его учредителями стали видные представители национальной буржуазии Гаджи Зейналабдин Тагиев, Мехти бек Гаджинский, Исрафил Гаджиев, Шамси Асадуллаев и др. Уже в ноябре 1905 г. председатель мусульманского благотворительного общества Г.З. Tагиев послал в Городскую думу заявление с просьбой выделить землю для постройки отдельного здания для Общества.

Однако еще в 1902 г., в результате стихийного бедствия, когда из-за землетрясения в январе 1902 г. в Шемахе сотни человек погибли, большая часть города оказалась разрушенной и многие остались без крова, заботу о пострадавших взяли на себя предприниматели.

Так, Тагиев создал частный комитет по сбору пожертвований для пострадавших и возглавил его в качестве председателя. Известные представители азербайджанского делового мира, интеллигенции – Исрафил Гаджиев, Асадулла Ахмедов, Исмаил бек Сафаралиев, Фаррух бек Везиров и др. – вошли в его состав, организовали помощь нуждающимся.

Только за первые 15 дней деятельности этого комитета было получено: муки – 652 мешка, хлеба – 3260 пудов (254 мешка), соли – 465 пудов, лекарств – 1 ящик, одежды и обуви – 195 мешков (650 пудов), шуб – 25 штук, израсходовано было 40 тыс. руб. Беженцы, прибывшие из зоны бедствия, размещались в ярмарочных бараках. Комитет под руководством Тагиева фактически оказался единственным органом, способным мобильно и действенно поддержать население разрушенной стихией Шемахи.

Местная пресса сообщала, что оказание в столь короткий срок помощи пострадавшим стало возможным благодаря крупным пожертвованиям представителей национальной буржуазии – Г.З.Тагиева, Ш.Асадулаева, Г.Б.Ашумова, Мусы Нагиева, Муртузы Мухтарова, и др.

Весьма характерным является и то, что деловых людей Азербайджана отличали такие важнейшие качества, как гуманное соучастие, действенное желание помочь и другим народам Российской империи, которые по различным причинам оказывались в бедственном положении. Так, крестьяне Уфимской губернии, пострадавшие от неурожая, в 1898 г. получили пожертвования от Г.З. Тагиева, Ш.Асадуллаева, М.Нагиева, Анифы хана Усейнова.

Члены дамского благотворительного собрания с мужьями, 1900-е годы

Весной 1899 г. в тяжелом положении из-за недорода оказалось население Казанской губернии. Страдающим от голода послали материальную помощь Г.З. Тагиев, Асад бек Селимханов, Муртуза Мухтаров, представители родов Дадашевых и Ашурбековых. В том же 1899 г. также было оказано содействие населению Самарской губернии.

В сферу предпринимательской благотворительности входило финансирование ночлежных приютов, исправительных колоний, бесплатных чайхан, столовых, фондов благотворительных обществ. Особым вниманием благотворителей пользовались дети и инвалиды. Азербайджанские предприниматели субсидировали общества «Ясли», Бакинское общество борьбы с детской смертностью, Бакинское благотворительное общество, Кавказский инвалидный дом, Кавказское общество борьбы с туберкулезом и др.

Мусульманское благотворительное общество проводило большую работу по организации детских приютов. Результатом стало открытие детских приютов в местах традиционно компактного проживания мусульман: в Эриванской губернии, селении Игдыр в Карской области, селениях Кагызман и Ардаган. Два приюта действовали в Тифлисе, четыре – в Елисаветполе (Гянджа). В Баку Мусульманским благотворительным обществом содержалось четыре детских приюта.

Способствуя развитию здравоохранения, местная буржуазия не только поддерживала работающие лечебницы, но и финансировала строительство новых больничных зданий. Например, на пожертвования предпринимателей в конце 90-х гг. XIX в. в Шуше построили трехэтажную больницу.

Г.З.Тагиев вложил 20 тыс. руб. в постройку здания больницы при Бакинском женском учебном заведении Св. Нины. М.Нагиев и Г.З. Тагиев внесли по 10 тыс. руб. в 1914 г. по случаю закладки здания Общества «Детская больница». Важным событием в этой сфере стало субсидирование М.Нагиевым строительства здания и устройство городской больницы, на что им было выдано 300 тыс. руб.

В понятие «благотворительность» входила также и просветительская деятельность. Для такой работы создавались как секции в уже существующих обществах, так и отдельные общества. Вся их деятельность подразумевала, естественно, пожертвования как от учредителей, так и от меценатов со стороны.

Так, в 1906 г. под председательством Али Мардан бека Топчибашева было создано Бакинское мусульманское просветительное общество «Ниджат». Оно имело целью распространение просвещения среди мусульман, вспомоществование учащимся мусульманам в высших, средних и низших учебных заведениях; содействие развитию родного языка и родной литературы. Общество состояло из трех секций: театральной, литературной и педагогической.

Была организована общедоступная русско-мусульманская читальня и библиотека «Ниджат».

«По постановлению правления просветительного общества «Ниджат» товарищ председателя общества Мехти бек Гаджибабабеков возбудил перед городской управой ходатайство об отводе обществу маленького участка земли на бульваре для устройства читальни для гуляющей на бульваре публики. Как нам передают, управа уже дала свое согласие, и ныне вырабатывается проект будки под читальню», – писала газета «Баку» 20 мая 1915 г.

Огромную работу по просветительству проводило Бакинское Общество распространения грамотности среди мусульманского населения Бакинской губернии «Нешр – Муариф», Мусульманское духовное общество «Саадет» и др.

Очень активно работало Елисаветпольское мусульманское благотворительное общество, которым руководили такие видные общественные деятели Азербайджана, как Халил бек Хас-Мамедов (с 1906 по 1914 г.), Алекпер бек Рафибеков (с 1915 г.). Его членами являлись видные представители елисаветпольской интеллигенции.

Организовав выдачу пособий неимущим ученикам, это общество, например, в 1916 г. обеспечило обучение шести человек в Тифлисском среднем техническом училище, Тифлисском учительском институте, Уманском среднем сельскохозяйственном училище Киевской губернии.

В годы Первой мировой войны наиболее ярко проявилась такая сторона деятельности Елисаветпольского благотворительного общества, как оказание материальной помощи неимущим: открытие для них в 1916 г. продовольственного склада, что однозначно способствовало смягчению острой кризисной продовольственной ситуации в городе. Кроме этого, была налажена работа приюта для беженцев. На содержание призреваемых лишь за шесть месяцев – с февраля по июль 1918 г. – здесь израсходовали около 105 тыс. руб.

Сестры милосердия и штабные офицеры Исламской Армии АДР в Гяндже, 1918-1919 годы

Кстати, вклад буржуазии Азербайджана в организацию помощи пострадавшим в годы Первой мировой войны был невероятно весомым. Особая депутация выехала из Баку в Тифлис 19 января 1915 г. с ходатайством к наместнику о разрешении повсеместного сбора на Кавказе пожертвований для пострадавших от войны мусульман. Спустя неделю – 27 января 1915 г. – председатель правления Мусульманского благотворительного общества Шамси Асадуллаев на собрании его членов докладывал собравшимся о разрешении такого сбора. Тогда же был избран комитет из девяти человек, подкомитет и районные комитеты в Шемахе, Елисаветполе, Губе, Эривани и Нахичевани.

В январе 1917 г. председательствующий на заседании комитета доложил о проделанной работе: за два прошедших года собранные Комитетом общества и его отделами пожертвования исчислялись суммой около 700 тыс. руб., областными же комитетами – до 900 тыс. руб. Дополнительно на приобретение теплых вещей и содержание приютов было израсходовано 500 тыс. руб. Итого – 2 млн 100 тыс. руб. По официальным данным к тому времени насчитывалось около 125 тысяч беженцев и 200 тысяч пострадавших от войны мусульман.

Таким образом, диапазон благотворительной деятельности азербайджанских предпринимателей был весьма широк, содержателен и разнообразен. Эта деятельность охватывала не только мусульман в Азербайджане, но и население других национальностей, а также – и это очень важно – других регионов Российской империи вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Деятельность азербайджанских благотворителей и меценатов имела высокий нравственный смысл, отражала гуманизм, сострадание, стремление делового мира облегчить жизнь народа. Что, несомненно, являлось не только прекрасным примером для подражания в обществе, но и значительным социальным фактором и критерием патриотической верности своему гражданскому долгу перед народом.

Для сравнения хочется привести в пример еще одну благотворительную структуру – распиаренное на все лады армянской пропагандистской машиной «Бакинское Армянское человеколюбивое общество». Да – одно из старейших, основано аж в 1874 г. Но достаточно прочитать Устав, и комментарии, как говорится, излишни: «Цель Общества – доставление средств к улучшению материального состояния лиц армяно-грегорианского исповедания обоего пола исключительно в г. Баку».

По материалам монографии В.Прохорова «Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX – начало XX вв.)»

История волонтерства в Азербайджане