Тофик Мустафазаде, профессор
Туркманчайский договор создал юридические предпосылки для усиления процесса переселения армян из Ирана на территорию присоединенного к России Северного Азербайджана. Согласно XV статье договора, шахское правительство должно было не препятствовать переселению армян в пределы территорий Российской империи.
Правда, в тексте договора не говорится о том, что речь идет об армянах, но если учесть, что массовую помощь русской армии оказали только армяне, становится понятно, что договор предусматривал создание условий именно для их переселения.
В начале ХХ века Российская империя, приступая к завоеванию Южного Кавказа, в том числе и Северного Азербайджана, возлагала большие надежды на армян, знала их желание получить российскую протекцию. Вместе с тем российское правительство видело в коренном населении Азербайджана потенциальную угрозу своей колониальной политике, и потому стремилось создать для себя некую опору. Для осуществления колониальных целей России армяне подходили лучше других.
Дело в том, что грузины были одним из коренных народов Кавказа и даже имели государственные образования, хотя в течение многих столетий они находились в зависимости от сефевидских шахов. Установление жесткой колониальной власти, урезание прав грузинских правящих прослоек могло привести к недовольству и восстанию их.
Армяне же, в отличие от грузин, не только не имели каких-либо государственных образований, но даже не являлись коренными жителями региона. Потому русские власти полагали, что переселенные армяне, приобретавшие с помощью России родину и мечтавшие в дальнейшем на чужих территориях создать очаги армянской государственности, будут благопослушными подданными, усердно защищающими русские интересы.
Следует отметить, что не только Южный Кавказ, но даже Малая Азия не являются исторической родиной армян.
Русский кавказовед XIX века И.Шопен считал, что «армяне суть пришельцы. Это — колено фригийцев и ионийцев, перешедших в Северные долины Анатолийских гор».
Выдающийся русский ученый И.М.Дьяконов констатировал, что, поскольку предком древнеармянского языка был индоевропейский, отпадает вопрос о возможной урартийской двуприродности древнеармянского языка. Ученый приходит к заключению: «поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья — хурритов, урартов, ясно, что он занесен сюда извне».
И.М.Дьяконов считал, что протоармянский язык был занесен на Армянское нагорье позже середины II тыс. до н.э., и конечно, раньше середины I тыс. до н.э.
Известный арменист Г.А.Капанцян писал: «…можно с полной уверенностью и основанием говорить о локализации этой двуединой страны Хайаса — Аззи — древней колыбели хайев-армян, в ее первоначальных топонимических пределах: на западе она граничила с хеттским миром, вероятно, линией Зимар-Карахисар… а на востоке по Ефрату доходила, видимо, до Ерзерума».
К началу XVIII века армяне составляли ничтожно малую часть населения на Южном Кавказе. Так, и американский историк, армянин по происхождению Г.Борнотиян признает, что в это время армяне составляли всего одну четвертую часть населения Иревана, в то время как азербайджанцы составляли подавляющее большинство.
По указанию главнокомандующего русскими войсками на Кавказе, графа И.Ф.Паскевича русский офицер немецкого происхождения Иван Шопен в 1829-1832 гг. составил описание земель бывшего Иреванского и Нахчыванского ханств, вошедших в состав созданной царскими властями «Армянской области».
Согласно сведениям Шопена, накануне российского завоевания на территории Иреванского ханства проживали 49,875 мусульман, т.е. азербайджанцев, 324 курда и 20,073 армянина. Таким образом, в период описания на территории ханства проживали свыше 70% азербайджанцев и менее 30% армян. При этом следует учесть, что во время военных действий очень многие азербайджанцы покинули свои места проживания.
Так, генерал Паскевич 27 июня 1827 г. писал графу Нессельроду о том, что в первой половине того же года 100 карапапахских семей, 300 айрумских семей и 600 семей из племени Улуханлы уехали в Турцию. 800 семей карапапахцев, 400 семей из племени Бюрини, 400 семей племени Довшанлы, 700 семей из племени Джамадинли и 200 семей из племени Чобанкере перешли на южную сторону Араза, т.е. в Иран. Учитывая это обстоятельство, нетрудно представить, что соотношение азербайджанцев и армян составляло не менее 4:1 в пользу азербайджанцев.
Несмотря на это, армянская церковь стремилась создать армянскую государственность, причем на землях Северного Азербайджана, где эта государственность никогда не существовала. Ясно было, что Османская Турция не позволит армянам создать государство за счет ее территорий.
А на Южном Кавказе можно было создать армянское государство с помощью России. Россия всегда благосклонно относилась к армянам. Еще 10 ноября 1724 г. Петр I дал указ генералу Матюшкину в отношении армян, прибывших в Прикаспийские области Азербайджана и Гиляна, что «им надлежит оказать всякое содействие и предоставить удобные места для переселения».
Политику Петра I в отношении армян продолжила Екатерина II, изъявив согласие на восстановление Армянского царства под покровительством России. Замысел переселить армян на Кавказ возник у российских государственных деятелей еще до завоевания Северного Азербайджана Россией. Вынашивая планы заселения его христианами, русские власти начали переселенческую кампанию еще в ходе I Русско-иранской войны.
Проект переселения армян на северо-азербайджанские земли был подготовлен еще в 1827 году в Дипломатической канцелярии Закавказского края, возглавляемой А.С.Грибоедовым. Посол России в Иране Грибоедов активно участвовал в переселении армян в пределы Северного Азербайджана. К этому вопросу он относился как к гарантии укрепления позиций России на Востоке.
Надо отметить, что ранее русское правительство подготовило проект о поселении 80 тыс. казаков на пограничные с Ираном территории. В связи с переселением армян на земли Северного Азербайджана этот проект утратил свое значение.
В октябре 1827 г. армянин по происхождению, полковник Газар Лазарев был отправлен на временно оккупированные земли южнее реки Араз для ведения подготовительной работы по переселению армян. 1 октября Лазарев был назначен комендантом Тебриза. Сразу после подписания Туркманчайского договора, 14 февраля 1828 г. Лазарев в рапорте генералу Паскевичу напоминал, что армяне во время войны делали все возможное ради победы России и сейчас они хотят переселяться в российские границы. 26 февраля Паскевич отправил специальную инструкцию Лазареву, а 29 февраля — «Временному управлению» Иревана.
Лазареву, в частности, предписывалось переселить купцов в города, чтобы они могли продолжать заниматься торговлей; для крестьян отвести плодородные земли в достаточном количестве, которых следовало освободить на 6 лет от уплаты налогов. Переселенцев следовало направить в Иреванскую и Нахчыванскую области, чтобы как можно больше увеличить в них христианское население.
В 13-й статье «Инструкции», в частности, было написано: «Вообще соглашать христиан, дабы они следовали в Нахичеванскую и Эриванскую области, где предлагается увеличить, сколько можно, народонаселение христианами. Впрочем, жителям деревни Узумчи и 3-х близь ея находящихся армянских селений, позволить следовать в Карабах, так сия провинция к ним ближе».
Чтобы убедить армян переселиться, Лазарев прибегал ко всяким средствам. Так, в своем обращении к иранским армянам он объявлял: «… великодушный Монарх Российский дает желающим переселиться надежное, спокойное и счастливое убежище в Его государстве — в Эривань, Нахичеван и Карабах, где сами изберете, получите вы в изобилии хлебородную землю, отчасти засеянную, коей десятая только часть обрабатывается в пользу казны».
Переселение должно было осуществиться на добровольных началах. Однако на деле стали насильно переселять и нежелающих. Поскольку епископ Салмасского монастыря Исраэль препятствовал принудительному переселению армян, архиепископ Нерсес 17 марта 1828 г. в письме к генералу Паскевичу просит, чтобы тот дал указание местному русскому коменданту Хоя постараться повлиять на Исраэля или, освободив от должности, отправить в Эчмиадзин для наказания.
По сведениям Шопена, из переселенных из Ирана армян в Иревань поселились 1715 человек, 1110 человек в Нахчыван, в Ордубад — 182 человека. В целом в 119 селении Иреванской провинции поселились 23 568 человек, в Нахчыванской провинции — 10 652 человек, в Ордубадском округе — 1340 человек. Из Ирана, Турции расселили всего 57 226 человек.
По подсчетам Лазарева, за три с половиной месяца из Ирана в Северный Азербайджан было переселено 8249 христианских семей, что означает самый минимум 40 тыс. человек, но в отчете Лазарева количество переселенных армян указано неточно. Русский исследователь Н.А.Смирнов считает, что из Ирана тогда были переселены 90 тыс. армян, а из Турции около 75 тыс.
Переселенные армяне были поселены в лучшие места Иреванской и Нахчыванской провинций, Ордубадского округа. Невзирая на инструкции Паскевича о том, что следует водворить переселенцев на казенные земли, большинство их были поселены на землях азербайджанских землевладельцев и, в основном, в домах азербайджанцев, находившихся в это время на яйлагах.
После русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и заключения Адрианопольского договора началось переселение армян из Османской империи на Южный Кавказ. Согласно подсчетам Шопена, после русско-турецкой войны в «Армянскую область» из Турции было переселено 21,666 армян и 324 курда-езида. Эти переселенные армяне, в основном, были поселены в 129 селений бывшего Иреванского ханства.
Переселение армян повлияло на демографическую обстановку в Северном Азербайджане. Так, согласно описанию 1834 года в Иреванской провинции проживали 29 680 татар, т.е. азербайджанцев и 34 605 армян, из которых 24 255 человек являлись переселившимися из Ирана и Турции.
Вытеснение азербайджанцев и поселение на их землях пришельцев, естественно, вызывало большее недовольство азербайджанцев. Грибоедов писал, что «нужно искоренить из них опасение насчет того, что армяне навсегда, куда их на первый раз пустили».
Следует отметить, что в последующие десятилетия продолжалась политика переселения армян из Турции на Южный Кавказ, особенно в Северный Азербайджан. Итогом этнодемографических изменений в Северном Азербайджане стал уход коренного населения. Весьма заметная часть азербайджанцев ушла в Иран и Османскую Турцию, а на их землях поселили армян-мигрантов из этих государств.
И.Шопен отметил, что в 1827-1828 гг. в Нахчыванской провинции из 4600 семей азербайджанские составляли 4170, то есть, более 90% местного населения. После войны эту землю покинули почти 1400 семей азербайджанцев, и в 1832 году их осталось 2791 семей, то есть и их доля сократилась до 60%.
Согласно данным И.Шопена, в Иреванской провинции количество азербайджанцев уменьшилось втрое. Так, из 2 984 семей илятов осталось лишь 847 семей.
Переселяя в Северный Азербайджан армян, русское правительство стремилось создать на исконно азербайджанских землях утраченную много веков назад армянскую государственность, существовавшую в далеком прошлом за пределами Южного Кавказа. Переселение армян в азербайджанские области сопровождалось в итоге вытеснением коренных жителей.
Из архивов газеты ЭХО