Как Армения пользовалась бакинской нефтью

А.Меджидли

Когда Российская Империя перестала существовать после Октябрьского переворота 1917 г., многие из входящих в ее состав провинций стали называться по-другому, был сформированы новые государственные образования. Так, на Кавказе и в Закавказье большевики создали Закавказскую демократическую федеративную республику.

Когда ЗДФР очень быстро распалась, из ее частей возникло несколько других республик, в том числе те области, которые позднее стали называться Арменией, провозгласили 28 мая 1918 г. независимость и стали называться то Демократической Республикой Армения, Араратской Республикой, то Эриванской — армяне никак не могли определиться.

С первых дней образования в 1918 г. Араратская Республика попала в тяжелое экономическое положение, которое было вызвано практически полным отсутствием возможности обеспечить население электроэнергией, а мизерную по доли в экономическом балансе промышленность топливом.

Это вынуждало дашнакское правительство искать различные пути для получения топлива, т.е. нефти. Откуда? Естественно, у Азербайджана.

В условиях продолжавшейся на протяжении 1918-1920 гг. военной агрессии Араратской Республики против Азербайджанской Республики, политики геноцида, которую проводила Армения против азербайджанцев, причем как внутри своей страны, так и на территориях самого Азербайджана, говорить о каких-либо экономических отношениях между республиками было абсолютно неуместно.

Позицию правительства Азербайджанской Республики по данному вопросу наиболее ярко выразил в телеграмме премьер-министру Азербайджана от 15 июня 1919 г. дипломатический представитель АДР в Армении Магомед хан Текинский: «Пока Армения не водворит всех мусульман-крестьян в свои селения и не вернет мусульманам их земель, не отпускайте ни одного фунта керосина и мазута».

Однако, после того как в конце апреля 1920 г. власть в Северном Азербайджане после прихода XI Красной армии переходит в руки большевиков и Россия вновь становится главным субъектом, конструирующим политическую карту Южного Кавказа, Армения старается, наряду с удовлетворением своих территориальных притязаний, решить с помощью Москвы также и свои экономические проблемы, возникшие в результате отсутствия топливной и энергетической базы — за счет бакинской нефти.

Уже 30 апреля 1920 г. министр иностранных дел Армении Амазасп Оганджанян отправляет из Эривани (так этот город продолжал называться практически до конца 30-х гг.) телеграмму дипломатическому представителю Армении в Баку Мартиросу Арутюняну, в которой говорилось: «…низвергнутое правительство АДР по политическим мотивам тормозило вывоз нефтепродуктов в Армению. С водворением истинного демократического строя в Азербайджане правительство Армении уверено, что всякое затруднение вывозу нефти в дальнейшем будет устранено. Правительство уполномочивает Вас немедленно войти в переговоры с новым правительством Азербайджана для срочного разрешения этого вопроса».

В телеграмме А.Оганджаняна особый интерес вызывает уверенность министра в том, что теперь дашнакское правительство непременно будет получать нефть от Азербайджана. Характерно, что подобная уверенность при всей своей очевидной абсурдности имела полные основания, поскольку теперь у власти в Советском Азербайджане стояли большевики, которые, в основном, были представлены армянами и русскими, а нефтяная отрасль перешла под контроль Советской России.

На важнейшее значение вопроса нефти для Армении указывает и содержание телеграммы дипломатического представителя правительства Армении в Азербайджанской ССР М.Арутюняну, направленной 27 августа 1920 г. в Эривань министру иностранных дел этой республики.

В телеграмме отмечается: «Наши дипломатические неудачи в Азербайджане объясняются также тем экономическим соотношением, которое существует между двумя этими странами. А эти отношения, хотя бы сегодня, сугубо односторонние, то есть мы целиком зависим от Азербайджана, а он от нас — нет. Без бакинской нефти и керосина в Армении остановятся железные дороги, предприятия, пекарни, бани и т.д., а народ останется без света, тогда как на данный момент в Армении не производится какого-нибудь такого товара, чтобы был для Азербайджана столь важен, как нефть, керосин для Армении».

Иными словами, в самой Армении очень четко понимали истинное положение вещей.

Вопрос о предоставлении Армении нефти, заключения с нею торгово-транзитного договора справедливо ставился руководством Советского Азербайджана в зависимость от решения территориального вопроса. Когда летом 1920 г. находившемуся в Тифлисе Нариману Нариманову от одного армянского общества (фактически армянского правительства) было сделано предложение об обмене четырех новых грузовиков на тысячу пудов керосина, тысячу пудов бензина и двух тысяч пудов нефти, это предложение было отвергнуто.

По поводу этого предложения Нариман Нариманов писал: «Дипломатический представитель Армении в Грузии тов. Бекзадян сам заявил желание видеться со мною, — пришел ко мне, и вся наша беседа с ним показывает, по крайней мере, на некоторый сдвиг в их политике, главной причиной этого является все же пресловутая нефть. Я полагаю, что наряду с другими моментами, мы можем оказать на Армению большое давление и в вопросе о нефти».

Понимая расстановку сил, дашнакское правительство, тем не менее, надеялось решить свои экономические проблемы с помощью Советской России, точнее, с помощью ее давления. Москва же на переговорах с Арменией делала объектом торга не только азербайджанские земли, но и его богатства.

Так, по первому пункту XV статьи проекта договора между Советской Россией и Араратской Республикой от 28 октября 1920 г., который готовился к подписанию, намечалось передать Армении нефти в количестве, составляющем годовую норму потребления. В счет этого количества правительству Армении было обещано отпустить пятьсот тысяч пудов нефти непосредственно после подписания договора. Однако это соглашение реализовано не было.

Ситуация меняется после установления в Армении советской власти. В декларации Революционного комитета Армении от 29 ноября 1920 г. о провозглашении советской власти выражалась твердая уверенность, что «приостановленные за отсутствием мазута, железные дороги Армении снова заработают при помощи азербайджанской советской нефти, и снова оживет связь по всей территории освобожденной Армении».

В условиях, когда Армения не отказывалась от своих притязаний на азербайджанские земли, коммунистическое руководство Советского Азербайджана в тот же день, 29 ноября 1920 г., на заседании Азербайджанского революционного комитета (Азревкома) постановило отправить в Армению сорок цистерн нефтепродуктов. Вслед за этим, 30 ноября, на объединенном заседании Политбюро и Оргбюро АКП(б) выносится новое решение о поставках нефти в Советскую Армению.

Данное решение закрепляется декларацией Баксовета от 1 декабря 1920 г., где говорится дословно следующее: «Советский Азербайджан широко раскрывает свои ворота перед Советской Арменией к неисчерпаемым богатствам: нефти, керосину и другим продуктам, которыми обладает».

Таким образом, сложилась абсурднейшая ситуация: Азербайджан должен был расплачиваться за советизацию Армении не только своими бесспорными территориями, но и своими природными богатствами. Осуществлялось это во имя укрепления в Армении большевистской власти, под лозунгами о солидарности и братской помощи.

Нариман Нариманов в одном из своих выступлений заявлял: «Нужно создать такую атмосферу, чтобы армянские рабочие и беднейшее крестьянство чувствовали, что при большевиках лучше живется, чем при дашнаках. Я вам, товарищи, это заявлял серьезно, что все это лежит на нашей шее. Маленький Азербайджан должен думать и о Грузии, и об Армении, и должен по возможности обеспечить жизнь этих двух республик. … Поэтому нефть отдается, Армянская республика вполне зависит от нас, так как она все будет получать от Советского Азербайджана».

И, действительно, Армения получала от Азербайджана все, что ей требовалось. Причем не только нефть и нефтепродукты, но и деньги. Второго декабря 1920 г. Революционный комитет Армении направил в Азревком письмо, в котором просил открыть ему кредит на сумму двести миллионов рублей. На письме была поставлена резолюция Наримана Нариманова: «Открыть кредит Ревкому ССРА на двести миллионов заимообразно».

Кроме помощи нефтью, нефтепродуктами и деньгами, Азербайджан был вынужден Армению еще и кормить. Так, газета «Бакинский рабочий» в номере от 12 декабря 1920 г. писала, что в дни установления Советской власти в Армении Азербайджан безвозмездно отправил ей не только 36 тысяч тонн нефти, но и 50 вагонов хлеба.

Кто-то скажет: ну и что в этом плохого? Торговля — вещь хорошая в любом случае. Оно, конечно, так. Но вот только поставлялась все это в Армению — и бакинская нефть, и продукты — совершенно бесплатно! Ни о какой торговле речь не шла — типа какие счеты между своими? Мы же все советские республики! Братские!

Вывоз нефти регулировало Южнокавказское бюро по перевозкам, учитывавшее только транспортные условия, наличие цистерн и другие возможности, кроме одного — расчеты с «Азнефтью» за отпускаемые нефтепродукты, потому что, как пишет Нариман Нариманов: «Кирову, Мирзояну и компании в высокой степени было наплевать на это«.

Даже Сталин, выступая на собрании тифлисской организации Коммунистической партии Грузии 6 июля 1921 г., был удивлен подобным фактом: «Я узнал, что Грузия и Армения получают, оказывается, нефтяные продукты из Азербайджана безвозмездно — случай немыслимый«.

В целом, за два года — с 1920 по 1922 гг. в Армению и Грузию по железным дорогам было вывезено 171,900 тонн нефти. Сталин был абсолютно прав: случай более чем немыслимый!

Данные поставки в значительной степени помогли Армении выйти из тяжелейшего экономического кризиса.

Позже, в своих воспоминаниях бывший глава правительства Араратской Республики Ованес Качазнуни, высоко оценивая заслуги большевиков перед Арменией, писал: «При нас Армения была погружена во тьму — ибо не было материалов для освещения. Большевики доставили из Баку керосин и вывели страну из тьмы».

Интересно, что было бы с этой страной, не будь большевиков, а до этого — царской власти? Чем бы они грелись, на чем ездили и что ели? «Сладкий виноград», с чужой «горы Арарат»?

После распада Советского Союза и восстановления Азербайджаном и Арменией своей независимости в 1991 г. история повторилась. Армения вновь, осуществляя военную агрессию против Азербайджана, оккупируя его земли и проводя политику этнических чисток азербайджанцев на их исконных землях, лишилась бакинской нефти.

При подготовке статьи использованы материалы И.Нифталиева