Родившийся в Баку писатель, кинодраматург Эдуард Тополь с начала 1960х гг. работал корреспондентом в газетах «Социалистический Сумгаит», «Бакинский рабочий», сотрудничал с «Литературной газетой», «Комсомольской правдой». Публиковался также в журналах. В 1960х он также начал работать как киносценарист.
Журнал «Баку» привел интересное воспоминание Э.Тополя о времени его работы в «Бакинском рабочем». В частности, речь идет о знаменитом космонавте Юрии Гагарине… и бакинских детях.
«В каждом субботнем номере «Бакинского рабочего» у нас была полоса «Пером Моллы Насреддина». Этим пером писали мы с [Давидом Исаевичем] Гликштейном. И вот наступило 12 апреля 1961 года. Все полосы завтрашнего номера газеты уже набраны в свинце, кроме первой страницы. Но в 9.15 поступило сообщение о полете Гагарина, и главный редактор, Николай Николаевич Гладилин, собрал редакцию в своем кабинете, чтобы срочно переделать номер: он должен быть полностью посвящен полету в космос. Все сидели у главреда, а меня не позвали: я же фельетонист, что я мог написать о Гагарине? Поэтому я ходил по коридору и обиженно курил», — рассказывал Тополь.
Когда летучка закончилась, он заглянул к редактору Гладилину.

«Он что-то говорил одновременно в две телефонные трубки. Я деликатно спросил: «Николай Николаевич, можно я пойду в роддом?» «Да иди ты… куда хочешь!» – отмахнулся он», — вспоминал писатель.
Получив разрешение, Тополь отправился в роддом (в Баку на ул. Басина, позднее ул. Физули), где, кстати, он сам и родился за 23 года до описываемых событий.
«Мужчинам вход туда был строго воспрещен – они толпились под окнами. А меня с редакционной «корочкой» пропустили к главврачу. Это была строгая женщина, мегауважаемый человек в Баку. И вот я стою перед ней, маленький и рыжий, и начинаю с пафосом поздравлять ее с большим праздником – первым полетом человека в космос», — рассказывал писатель.
А дальше произошел такой диалог:
– А я какое отношение к этому имею? – не смягчается она.
– Ну, есть мнение, что ваших новорожденных следует назвать Юрами. Сколько сегодня родилось мальчиков?
– Одиннадцать. А чье это мнение?
– Да как вам сказать… В общем, меня прислали из главной партийной газеты республики.
Главврач молча выдала Тополю халат и повела к роженицам.
«Я бодро поздравил их с полетом Гагарина в космос и завершил свое выступление так: «А если вы сейчас назовете своего сына Юрием, ваша фамилия появится в газете и вы прославитесь на всю республику», — вспоминал Тополь.
В результате все одиннадцать новорожденных мальчиков – азербайджанских, русских, еврейских, грузинских – стали в тот день Юрами. И Тополь написал «Весенний репортаж», который редактор Гладилин поставил на первую полосу.
Историческая встреча Юрия Гагарина с азербайджанской молодежью (1961 г.) |