Соломон Телингатер: жизнь и творчество знаменитого художника-графика в Баку

О.Буланова

В 1903 г. в Тифлисе в еврейской семье родился Соломон Телингатер. Ему суждено будет стать известным художником-графиком, иллюстратором, признанным мастером художественных шрифтов, по разработкам которого будут учиться многие студенты художественно-графических и других художественных факультетов.

Соломон Телингатер выполнил множество журнальных и книжных обложек, «сконструировал» более 600 книг, среди которых «Двенадцать» А.Блока (1923), «Во весь голос» В.Маяковского (1931), «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова (1939), «Василий Теркин» А.Твардовского (1947), «Буря» И.Эренбурга (1950), «Москва: планировка и застройка города. 1954-1957» (1958, альбом) и др.

В конце 1950-х – начале 1960-х гг. Телингатер оформлял журнал «Искусство кино» и заложил тот его визуальный модуль, которым пользовались художники и следующих поколений.

Всю свою юность и молодость Телингатер провел в Баку. Там же – в художественных мастерских Наркомпроса – в 1919-1920 гг. получил свое первое художественное образование.

Телингатер поспевал повсюду: в типографию газеты «Молодой рабочий», где печатали его сатирические рисунки, в Рабочий клуб, где по его эскизам изготавливали декорации и костюмы для спектаклей на революционные темы, в организованную при его участии студию БакКавРОСТА, где он рисовал агитационные плакаты и лозунги для массовых праздников, в художественную студию, где учил рисовать беспризорников, в училища и техникумы, где руководил комсомольскими фракциями студентов…

«Мы жадно искали проявления новых тенденций в зарождающемся советском искусстве, – вспоминал Телингатер. – Нам нравилось то, что в этих графических произведениях новое революционное содержание обрело новое изобразительное, пластическое воплощение…»

Отец Телингатера, известный в Грузии и Азербайджане театральный художник, график, признанный специалист по художественной отделке интерьеров частных особняков и общественных зданий, отнесся к увлечениям сыновей совсем иначе. После скандала, когда представители разных поколений друг друга категорически не поняли, он выгнал их из дому. Соломону только стукнуло 16, его брату – 14.

Позже, когда Телингатер познакомился с родителями своей будущей жены, бакинки Полины Беккер, ее мать воскликнула: «Такой хороший мальчик! Покажи мне этих родителей, которые такого мальчика выбрасывают на улицу!»

Юных художников поддержали комсомольцы Рабочего клуба, товарищи по студии БакКавРОСТА – поэты и художники С.Городецкий, Д’Актиль, Н.Качергин… Вместе со своими товарищами по студии Телингатер становится убежденным приверженцем нового пролетарского искусства – искусства масс.

Праздничные улицы Баку, грузовики с гремящими оркестрами, первые трамваи украшали его броские плакаты с контрастно выделенными красными призывами: «Долой фашизм!», «Все на выборы БакСовета!» В киосках и магазинах покупателей привлекали газеты, журналы, книги с его экспрессивными сатирическими рисунками.

В Баку Телингатер твёрдо и окончательно выбрал свою специальность. Из его воспоминаний: «Ещё в 1919 году, когда я начал свою работу, и в дальнейшем, когда в первые годы установления Советской власти в Баку я работал в студии БакКавРоста, точно определился мой профиль художника, работающего в области печати».

Тогда же, в 1919 г., вскоре после появления в городе первого кинематографа, он нарисовал и отпечатал афиши с рекламой немых фильмов, а позже удостоился чести выполнить марку (эмблему) АФКУ (Азербайджанского фотокиноуправления). Свои работы Телингатер подписывал коротко: «Моня» или «Моня-комсомолец».

Насколько счастлив был юный художник, чье творчество оказалось востребованным, можно судить по надписи, сделанной им в альбоме одной бакинской комсомолки: «Искусство и свобода выше всего. Сила воли – залог победы. Величайшая из побед – победа над собою. Цель жизни – победа над нею – я выше ее».

Для продолжения учебы в 1920 г. Телингатер был направлен в Москву во Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские). Выбрал он полиграфический факультет, где преподавали выдающиеся художники Н.И. Пискарев, В.А. Фаворский.

После Вхутемаса в 1921 г. Телингатер снова вернулся в Баку, где сотрудничал с различными издательствами и газетами – «Земля и фабрика», «Труд», «Молодой рабочий», «Юношеская правда».

В 1922 г. С.Телингатер выпустил в Баку поэму «Двенадцать» А.Блока с собственными иллюстрациями. По его словам, эти иллюстрации были навеяны бакинской жизнью. В дальнейшем он создал в Баку множество плакатов, афиш, иллюстраций, эскизов театральных костюмов и декораций для бакинских театров.

В эти годы в Баку после установления советской власти широко развернулась агитационная работа, частью которой были массовые действа, прославляющие революционные идеи.

Воодушевленный общим подъемом Телингатер активно включился в комсомольскую жизнь. По поручению ЦК Азербайджанского коммунистического союза молодежи (ЦК АКСМ) он руководил состоящей из беспризорников Художественной студией при Доме красной молодежи. Студии было поручено делать рисунки для сатирического журнала «Комсомольский Крокодил» (КОК), за которые Телингатеру платили небольшие деньги. На них худо-бедно и существовала студия. Хватало даже на то, чтобы в дешевом ресторане накормить беспризорников обедом и дать им немного денег на папиросы.

В конце 1925 г. один из работников МК ВЛКСМ вызвал Телингатера в столицу для работы в издательстве «Новая Москва». Вся дальнейшая жизнь замечательного художника оказалась связанной с этим городом. Оттуда он ушел добровольцем на фронт, хотя по причине сильной близорукости призыву не подлежал.

После возвращения с фронта было много достижений, всесоюзной славы, участие в десятках всесоюзных и зарубежных выставок… Телингатер стал первым советским художником, получившим премию имени немецкого просветителя и гуманиста Иоганна Гутенберга, напечатавшего первую в Европе книгу.

Однако Баку давал о себе знать: Телингатер оформлял книги азербайджанских писателей, в частности, книгу Мехти Гусейна «Апшерон», а также книгу стихов турецкого писателя Назыма Хикмета.

В 1958 г. Телингатер побывал в Баку и создал целую серию линогравюр с бакинскими видами, а также ряд графических портретов и гравюр бакинцев.

Историкам Баку Телингатер тоже сделал очень ценный подарок, сам того не желая: будучи великолепным фотографом, он оставил небольшую серию редких снимков нефтепромыслов, среди которых Нефтечала. Соломон Телингатер скончался в 1969 г.

Баку и бакинцы в графике С.Телингатера 1919-1958 годов (ФОТО)
Баку, Нефтечала, Губа 1919-1925 гг. глазами С.Телингатера (ФОТО)