1910 год: Баку проводит первое в истории авиашоу на Кавказе

О.Буланова

Начало ХХ века характеризовалось небывалым техническим прорывом во многих областях, в том числе в транспортной сфере. Самые заметные достижения были, безусловно, у авиаторов.

Начиная с 1903 года, авиация делала свои первые шаги, но во многих странах уже устраивались авиасалоны, в рамках которых проходили авиашоу. Только-только братья Райт совершили свои первые показательные полеты в 1908 году, как в Париже в 1909 году открылся первый в мире авиасалон.

Не обошла эта мода и Российскую империю – в январе 1910 года в Одессе летчик Михаил Никифорович Ефимов совершил первый в истории империи показательный полет.

Баку тоже не мог остаться в стороне от новых веяний. Нефтяной бум был в самом разгаре, происходил значительный деловой и культурный обмен с Европой. В Баку пристально следили за всеми новинками. Население Баку в то время едва превышало 200 тысяч, однако его ведущая роль быстро растущего индустриального центра и самого передового города всего региона была бесспорна.

Потому совершенно неудивительно, что именно Баку был выбран в качестве хозяина первой Международной авиационной недели на Кавказе. Показательные полеты были запланированы на конец октября 1910 года на поле у Балаханской дороги.

Для участия в авиашоу были приглашены несколько летчиков, среди них два наиболее известных пилота того времени – Сергей Уточкин и Адам Габер-Влынский. Полеты Уточкина были запланированы на 20-23 октября.

Нечего и говорить, что бакинцы проявили к предстоящему зрелищу необычайный интерес. Начался натуральный ажиотаж, билеты были раскуплены заранее, цена за место на импровизированной трибуне на краю поля, над которым проходили полеты, доходила до 30 рублей 60 копеек, что являлось месячным заработком рабочего-нефтяника.

Полеты должны были начаться в час дня, однако зрители начали прибывать с раннего утра. К трем часам поле было уже переполнено, собралось около 20 тысяч человек, но народ все шел и шел. Для поддержания порядка были привлечены конная полиция и солдаты.

Наконец около половины четвертого биплан выкатили из ангара. Это был биплан «Фарман», самая последняя модель. Самолет был так назван по имени Анри Фармана, одного из первых авиаконструкторов во Франции. Самолет его конструкции на тот момент оказался одним из самых удачных, у Фармана имелась своя авиационная школа, в которой он обучал желавших летать на его самолетах.

Благодаря репортажам, опубликованным в бакинских газетах, мы примерно представляем, как все происходило. Когда С.Уточкин начал запускать двигатель, то двигатель сначала издал хрипящий звук, но затем все-таки привел во вращательное движение гигантский пропеллер. «Фарман» некоторое время стоял неподвижно – в то время как солдаты держали его за хвост. Затем последовала команда, солдаты отпустили хвост и самолет пришел в движение.

После небольшого разбега «Фарман» взлетел как птица. Неожиданный порыв ветра отнес самолет далеко влево от курса, однако Уточкину удалось сохранить контроль над бипланом, сделать круг над полем и успешно приземлиться.

Все это время собравшаяся на поле толпа очень нервничала и переживала, продолжая непрерывно аплодировать все время, пока Уточкин четыре раза повторял свой полет.

В последующие дни в Баку дули сильные ветры, характерные для этого времени года. Однако Уточкин отказался отменить полеты, хотя при таком ветре было слишком опасно выделывать круги над полем. Но он все равно взлетал. В нескольких случаях он взлетал, пролетал только несколько метров и приземлялся на противоположной стороне поля.

В самый последний день, когда самолет набрал достаточно большую высоту, двигатель его неожиданно издал громкий глухой звук и самолет вошел в штопор. Толпу при виде падающего на нее с неба самолета охватил ужас, однако в считанные мгновения Уточкину удалось выправить «Фарман» из состояния вращательного падения в ровный полет – буквально за несколько секунд перед казавшейся уже неминуемой катастрофой.

Толпа вздохнула от облегчения только тогда, когда биплан благополучно приземлился около ангара и сам Уточкин выпрыгнул из машины. Бакинцы приветствовали его как героя, скандировали его имя и забрасывали букетами цветов.

Из Баку в газету «Новое время» 23 октября 1910 года была отправлена телеграмма следующего содержания: «Уточкин совершил полет на «Фармане» при стечении до 20 000 народа, всех учащихся и большого наряда нижних воинских чинов. Авиатор поднимался 4 раза и летал до 10 минут».

Международная авиационная неделя в Баку продолжалась с Адамом Мечиславовичем Габер-Влынским, другим знаменитым пилотом того времени. Он был известен как бесстрашный летчик, обладатель дипломов Клуба авиации в Париже, Одессе и Ростове. Он прибыл в Баку 28 октября 1910 года.

Биплан Габер-Влынского был оборудован самым передовым двигателем – моделью «Гном», которая имела мощность 50 л.с. Три дня полетов Габер-Влынского – 28, 29 и 30 октября – превратились в незабываемое событие для Баку.

В авианеделе принимали участие и другие знаменитые летчики того времени – Михаил Никифорович Ефимов и Александр Александрович Васильев. Был проведен даже своеобразный конкурс, по итогам которого места распределились следующим образом: 1-е место – М.Н. Ефимов, 2-е место – А.А. Васильев, 3-е место – А.М. Габер-Влынский.

Первое в истории авиашоу на Кавказе показало не только то, что авиация уверенно движется вперед и вызывает жгучий интерес, но и то, что Баку в состоянии проводить подобного рода мероприятия, обладающие без преувеличения мировым значением.

По материалам Ф.Ахундова и сайта baku.ru