Кровавые деяния Андраника в Азербайджане

Теймур АХМЕДОВ

Сразу после провозглашения в 1918 году независимой Армянской республики начались попытки армян претворения в жизнь идеи «Великой Армении».

Ярким примером тому стали военные действия, направленные на захват азербайджанских земель – Карабаха, Нахчывани, Ахалкалаки, Борчалы и другие регионы. В 1918-1920 годах правительство Армении вело активную политику экспансионизма и геноцида против азербайджанского народа, вследствии которой наши соотечественники подвергались гонениям и преследованиям – катастрофически росло число беженцев.

Такие как Андраник, Амазасп, Гайк, Дро, Нижде, возглавляющие разбойничьи шайки, совершали не укладывающиеся в сознании преступления: жестоко пытали и убивали мирное население, превращали сотни населенных пунктов в руины.

В журнале «Шейпур» от 14 ноября 1918 года читаем: «И в самом деле, совесть – хорошая вещь. Если человек страдает ее отсутствием, то жди от него беды… Один из самых бессовестных людей – главнокомандующий Армянской армией – Андраник. Он вновь объявился в Карабахе и занялся истреблением мусульманского населения. А правительство Армении закрывает глаза на творимые Андраником бесчинства. Оно заявляет, что на Кавказе нет места Грузии и Азербайджану. Весь Кавказ должен принадлежать Армении, или же все должны быть подчинены Армении».

В те годы правительство Азербайджанской Демократической Республики не могло контролировать события, происходившие в Шуше, Карягине, Джаваншире, Зангезуре и других горных уездах. Армяне в этих уездах не признавали азербайджанское правительство, проявляли враждебное отношение к мусульманской части населения.

Появление здесь вооруженных формирований Андраника еще более осложнило ситуацию.

В газете «Азербайджан» от 17 мая 1919 года читаем: «Воинские части Араратской Республики перешли в наступление против мирного населения Ени Баязидского уезда Гейчинского района. Цель – освободить от мусульман восточную и северную области Гейчи. В настоящее время 22 селения сожжено, разграблено, а 60,000 людей убиты. Такое жестокое обращение армянского правительства с гражданами-мусульманами приводит человека в ужас. Солдаты и офицеры армянской армии подвергают попавших в плен мусульман бесчеловечным пыткам, убивают молодых, стариков, женщин, детей, а их имущество делят между собой…».

Другая цитата из этой же газеты: «преследуемое армянскими бандитами население пряталось в заснеженных горах Гянджинского уезд.… Отныне в районе Гейчи нет мусульманского населения. В уезде Ени Баязид разрушено 84 мусульманских сел, из них 24 превращено в руины, тысяча их жителей-азербайджанцев бежали, оставив все свое имущество. Оно досталось армянам: разграбленное имущество оценивается в миллионы, а может, и в миллиарды рублей».

Одним из организаторов массовых убийств мирного населения в 1918-1919 годах был Андраник Озанян – национальный герой Армении. Кто же он — Андраник Озанян?

Андраник Озанян Тороси родился 25 февраля 1865 года в селе Шапин-Гарагисар в Турции. Получил образование в Мушегянской школе. Вначале служил в Турции. В 1894-1896 годах Андраник примкнул к армянским мятежникам, участвовал в диверсиях в горах Сасуна в составе террористических отрядов.

Во время первой Балканской войны в 1912-1913 годах вступил в болгарскую армию, воевал против турок. Ему было присвоено высокое воинское звание. В годы первой мировой войны, уже в составе русской армии, во главе 1-го армянского добровольческого отряда сражался против турецких войск в направлении Салмас-Башгала-Ван.

После поражения русских под Сарыкамышем в 1914 году резко возросла активность армянских добровольческих отрядов на Кавказе. Одним из них командовал Андраник, руки которого по локоть были обагрены кровью мирного населения. Доблестные дружинники бесчеловечно обращались с турками и курдами, грабили имущество, ровняли с землей целые населенные пункты.

«Это армяне в 1915-1918 годах под видом мести за смерть соотечественников истребили в восточных областях Турции более 600 тысяч курдов» (Камуран Кюр. «Армянское досье», Анкара, 1985, стр. 260).

В 1917 году Российское верховное главнокомандование присвоило Андранику Озаняну звание генерал-майора. Интересно, что, Андраник был недоволен деятельностью дашнаков в Турции и Закавказье, даже делал попытки порвать с ними связь. В октябре 1917 года в печати появилось заявление генерала Андраника: «Не объясняя причины, сообщаю своим товарищам-дашнакам, что покидаю ряды «Дашнакцютун» (журнал «Армянский вестник», 1917 год. №41-42, стр. 23). Причиной этого было недовольство тем, что дашнаки были, по его мнению, недостаточно агрессивными.

4 июня 1918 года в боях под Эрзурумом турецкие войска нанесли сокрушительное поражение армянским добровольческим частям, которые отступили в направлении Сарыкамыш – Карс – Александрополь. Это вынудило дашнакское правительство Армении заключить в Батуме мир с Турцией, что вызвало гнев Андраника.

Он начал выступать за продолжение войны с Турцией и предпринимать попытки пробраться в Урмию, чтобы объединиться с частями, которых возглавлял английский генерал Денстервиль. По словам народного комиссара по иностранным делам СССР Г.В.Чичерина, турецкие войска раньше генерала Денстервиля оккупировали Урмию и Тебриз, что вынудило Андраника отказаться от намеченных планов («Бакинский рабочий», 14 мая 1924 года).

В июне 1918 года Андраник направляется через Джульфу в Нахчыван, уничтожая на своем пути мирное тюркское население. Только в селе Яйчы было убито 2500 человек, их трупы были сброшены в Араз («Сообщение Закавказского краевого комитета российской коммунистической партии (большевиков)», №6-7, июнь-июль 1919 года, Тифлис).

Андраник в своих кровавых акциях умело использовал местное армянское население. Вся молодежь, способная держать в руках оружие, призывалась в вооруженные формирования, а тех, кто отказывался участвовать в преступлениях, ждала жестокая расправа.

В сентябре 1918 года в Сисиане Андраник предал огню мусульманское село Гарагышлаг, а оставшиеся в живых вынуждены были спасаться бегством, включая детей и женщин. В другом селе Вагуди 400 человек были согнаны в мечеть и сожжены заживо. Отказавшиеся принять христианство мужчины села Агуди были забиты насмерть, а женщин в селе Багирбейли превратились в пылающий костер.

28 апреля 1919 года уездный начальник вновь сообщает гянджинскому губернатору, что «кровожадный генерал-разбойник от Гаракая до Араза, от Минкенда до Базарчая и Нахчывана свершает бесчеловечные преступления». (Там же, лист 32).

В Зангезурском уезде бандитские формирования Андраника разграбили и предали огню 115 населенных пунктов. При этом было убито 3257 мужчин, 2276 женщин, 2196 детей, 1060 мужчин, 794 женщин, 485 детей стали инвалидами или получили увечья различной тяжести. Всего в уезде было убито и ранено 10,068 человек. Главной целью Андраника было изгнание с захваченных территорий мусульманского населения и расселение в этих местах армян, бежавших из Турции после подавления очередного мятежа.

Не вызывает сомнения, что в своих преступлениях Андраник опирался на поддержку стран Антанты, которые видели в армянах верных союзников в войне против Турции. Английское военное командование в Закавказье знало о преступлениях Андраника. Выступавшие на словах «за мир и безопасность» в регионе представители англо-французской миссии взяли своеобразное опекунство над взбесившимися дашнаками.

В одном из своих писем Андраник откровенно признается, что «в основном по настоянию английской миссии вынужден оставаться здесь» (газета «Вперед», 26 февраля 1918 года). Азербайджанское правительство обратилось к правительству Армении с вопросом: действует ли Андраник по вашим указаниям или он занимается самодеятельностью? Армяне ответили, что никаких контактов с Андраником не имеют. Они сами хотят избавиться от него, но не обладают для осуществления цели достаточной военной силой.

Только посланные в сентябре 1918 года части Кавказской исламской армии заставили уйти банды Андраника из Шуши и Зангезура. Но в ноябре 1918 года, после заключения Мудросского соглашения, когда турецкие войска покинули Закавказье, банды Андраника вновь активизировались. Только в Зангезуре тогда было полностью сожжено 30 азербайджанских сел.

Об отношении местного армянского населения к преступлениям, Андраника свидетельствуют следующие строки: «великий» покровитель навлек не только проклятия азербайджанских тюрок, ставших изгоями на своей древней родине. Мы много раз слышали и мольбы армян. Они мечтают о том времени, когда появится правительство, которому удастся изгнать «доблестного генерала» с занятых им территорий» (газета «Наш путь», 17 января 1919 года).

В одном из писем Андраник признается, что местное армянское население «равнодушно, недоброжелательно, иной раз враждебно относится к его отряду». Он пишет: «Настали очень трудные времена, когда наш отряд вошел в Карабах. В войсках не было дисциплины, солдаты устали и расстроены…».

Андраник полностью зависел от государств Антанты. Это подтверждают слова народного комиссара по иностранным делам СССР Г.В.Чичерина: «После Брест-Литовского мира турецкая армия атаковала Батум, Карс, Ардаган, затем другие города и тогда только генерал Назарбеков оказал туркам сопротивление. После того как он сошел с поля, борьбу продолжил агент Антанты Андраник. Он старался соединиться с экспедиционным отрядом генерала Денстервиля, потому делал попытки прорваться с Кавказа в Урмию (Южный Азербайджан). Но турецкие войска раньше Денстервиля оккупировали Урмию и Тебриз и вынудили его отступить» («Бакинский рабочий», №107, 14 мая 1924 года).

Открытая поддержка англичан Андранику проявилась 11 декабря 1918 года, когда по требованию англо-французской миссии, отряды самообороны азербайджанских крестьян покинули занятые позиции и вернулись в свои дела. Воспользовавшись случаем, Андраник ворвался в беззащитные деревни. Армяне не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. 12 декабря многие деревни были преданы огню.

Погромы и убийства продолжались и в начале 1919 года. 6 января из Зангезура на имя гянджинского генерал-губернатора отправлена телеграмма: «несмотря на прибытие в Горис представителей англо-французской миссии, армяне в уезде перешли в широкомасштабное наступление. Они вырезают население, грабят имущество, разрушают села».

Начальник управления Зангезурского уезда Махмудбеков с тревогой пишет губернатору Гянджи 26 января 1919 года: «Как только приступил в выполнению своих обязанностей, получил сообщение о том, что несколько сотен армян из отряда Андраника окружили села Киратаг, Бахарлы, Киш, Дашбашлы… об этом я поставил тотчас в известность представителей британской миссии в Шуше и Горисе, а также парламент Азербайджанской Республики и министра внутренних дел» (ЦГААР, раздел 894).

Мусульманское население Шарура обращается к губернатору Гянджи со следующими словами: «Вооруженные армянские формирования, осуществившие кровавую резню в Гамарли, Садараке, Демирчиляре и других селах, теперь направляются в нашу сторону. Женщины и дети Шарура спасаются бегством. От имени населения просим вас обратиться к великим государствам, прежде всего Англии и Америке. Пусть они положат конец зверствам армян и как можно быстрее спасут нас от неминуемой смерти» («Азербайджан», январь 1919 года).

Андраник пытался втянуть в свои националистические интриги армянское население Зангезурского уезда, которое мирно жило с азербайджанцами. В листовках, печатавшихся в армянской типографии, он запрещал оказывать азербайджанским селам помощь горючим и продовольствием, а непокорным угрожал смертью. В официальном сообщении, опубликованным в издававшейся в Тбилиси газете «Грузия» говорится, что уничтожены населенные пункты в Сисианском районе.

Воспользовавшись революционными событиями февраля и октября 1917 года, армяне под флагом большевизма развязали этническую чистку азербайджанского населения в Бакинском, Шамахинском, Губинском уездах, Карабахе, Зангезуре, Нахчыване.

Мирное население подвергалось неслыханным издевательствам. Нариман Нариманов по этому поводу писал: «Это была продуманная до мельчайших деталей кровавая акция против азербайджанцев. Под флагом большевизма армяне подвергают мусульман невиданным притеснениям. Армяне толпами сгоняют мусульман и по дороге в свой штаб расстреливают и убивают. Дело дошло до того, что расправляются даже с большевиками-мусульманами. Говорят: «Для нас нет разницы – большевик ты или кто. Достаточно того, что ты – мусульманин, другого нам не надо». Кого хотят убивают, грабят, раздевают, уносят имущество».

По материалам журнала IRS Наследие