Шабран: История средневекового города

Тарих Достиев

Опираясь на археологические и письменные источники, можно утверждать, что Азербайджан в средние века входил в систему урбанистических цивилизаций. Важнейшим показателем этого было высокое развитие градостроения.

В одном средневековом словаре отмечается, что «в Арране, вдоль Араза, была тысяча городов». Действительно, в средние века в Азербайджане было много густонаселенных, благоустроенных городов с мощными фортификационными сооружениями, с монументальными зданиями, подземными водопроводами, санитарно-гигиеническими устройствами, крытыми рынками, торговыми складами и развитым ремеслом.

В этих городах развивались культура, наука, ремесленное производство. Одним из таких городов был Шабран, который в V-VII вв. возник как город-крепость, а к IX-X вв. превратился в крупный политико-административный, торгово-ремесленный и культурный центр. Этот город пережил свой подъем и упадок, расцвет и застой.

Шабран в X-XI вв. был важным политическим центром государства Ширваншахов. В середине XI в. семейная усыпальница Ширваншахов находилась именно в Шабране. Город не терял своего могущества и в последующие века, вплоть до первой четверти XVIII века. Путешественники и ученые, дипломаты и купцы восхищались его красотой.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби, который в 1647 г. бывал в Шабране, пораженный его великолепием писал: «…он считается в Персии вторым городом после Тебриза. В нем семьдесят михрабов и семьдесят кварталов, известны соборные мечети Токмак хана, Афшар хана, Узун Гасана, подобных которым нет нигде. И даже Оздемироглу Осман паша каждую пятницу приезжал с большой свитой из Демиркапы в эту соборную мечеть, чтобы совершить намаз. Это древний и достойный обозрения молитвенный дом, четыре стены которого украшены тончайшим переливающимся, как кожа хамелеона, орнаментом, а резьба по мрамору приводила в изумление знатоков архитектурного искусства».

Фото: Ирина Гасанова, Day.Az
Фото: Ирина Гасанова, Day.Az

Но, судьба Шабрана сложилась трагически. В результате событий первой четверти XVIII в. город подвергся жестоким разрушениям и пал. Палящее южное солнце, безжалостные ветры, дожди, насыпающие пески превратили разоренный город в заброшенные руины.

Спустя век местное население уже не помнило даже название Шабрана. Они утверждали, что город, расположенный вблизи села Шахназарли Дивичинского района, является развалинами города Гюлистани-Ирем. Лишь А.А. Бакиханов впервые высказал мнение о нахождении здесь средневекового города Шабран.

Археологические раскопки постепенно возвратили жизнь руинам города. В 1979-1989 гг., на территории города на пяти участках были произведены археологические раскопки, в результате которых была вскрыта площадь более 4500 кв.м. Толщина культурного слоя, то есть напластования остатков материальной культуры, достигает 5 метров и отражает наличие высокой культуры в IX-XVII вв.

Также была раскопана крепость, относящаяся к X в. Ученые установили, что она была построена в оборонительных целях и отличалась надежностью – стены крепости укреплены полукруглыми башнями.

При строительстве крепости были использованы различные материалы – известняк, булыжник и обожженный кирпич. При кладке стены зодчие умело использовали различные качества строительных материалов. Наружная часть облицована панцирем тесанными камнями, а внутренняя – выложена из булыжников.

Вся кладка произведена при помощи высококачественного известкового раствора. Прочность обеспечивалась специфичной укладкой облицовочных блоков – «тынком» и «ложком» в различных чередованиях. Верхняя часть восточной стороны крепости сложена из обожженных кирпичей квадратной формы. Комбинированная кладка крепостных стен обеспечивала стойкость и надежность при ударах таранов; такая кладка обладала амортизационными свойствами.

Крепость функционировала до середины XIII в. После монгольского завоевания она была разрушена. Результаты археологических раскопок доказали нестабильность жизни общества, наличие грабежей во время этих трагических событий. Один из горожан в эти дни спрятал керамический набор из десяти предметов (девять красноглиняных глазурованных блюд и чаш, и одна привозная фаянсовая чаша). Хозяин погиб, а спрятанные блюда и чаши стали достоянием истории.

Оживление городской жизни произошло лишь к концу XIII началу XIV века. Оно продолжалось до конца XV века. В XIV-XV вв. были проведены значительные строительные работы.

Фото: Ирина Гасанова, Day.Az
Фото: Ирина Гасанова, Day.Az
Фото: Ирина Гасанова, Day.Az
Фото: Ирина Гасанова, Day.Az

В XIV в. к западу от разрушенной крепости был сооружен небольшой замок-башня, имеющий четырехугольную форму с полукруглыми угловыми башнями. Их планировка и конструктивные особенности напоминают абшеронские замки. Но, в отличие от абшеронских, при их строительстве зодчие применяли смешанную кладку, сочетая булыжный камень с обожженным кирпичом. Это было характерно для арранской архитектурной школы.

Археологические раскопки свидетельствовали о квартальном характере планировки Шабрана. Территория города была застроена очень плотно. Дома здесь возводились из обожженного кирпича на булыжном фундаменте. Большинство домов были двух- или трехкомнатные. При раскопках были обнаружены остатки жилых зданий со стенами с кирпичной узорчатой кладкой.

Экономика города базировалась на ремесленном производстве. Остатки производственных сооружений, различные орудия труда ремесленников и многочисленные керамические, металлические, стеклянные, каменные и другие изделия, найденные при археологических раскопках, свидетельствуют о высоком развитии ремесленного производства.

Археологам удалось выявить стандартизацию ремесленных изделий, что свидетельствует о наличии товарного производства.

Другой отраслью, получившей высокое развитие было производство керамических изделий. Под руинами города была обнаружена мастерская, в которой производилась лишь керамика. Благодаря этому стало возможным определить способы ее производства. Развалины города позволяют выяснить конструкции тех сооружений, в которых обжигалась глазурованная и простая глиняная посуда.

Были обнаружены заготовки, полуфабрикаты, пережженная глазурованная посуда, глазурованные керамические изделия, деформированные во время обжигания десятки деталей так называемого «печного припаса», в частности, «треноги», конусы, штыри, при помощи которых в горн размещались блюда, чаши, пиалы, кувшины и другая посуда. Керамические изделия Шабрана отличаются разнообразием форм, богатством орнамента и высоким качеством. Особенно интересна поливная керамика, декор которой подчеркивает талант и хороший вкус шабранских мастеров.

Большие успехи были достигнуты и в обработке металлов. Благодаря этому, в городе развитие получили такие отрасли ремесленного производства, как кузнечное, литейное, медное, ювелирное, оружейное и др. Среди находок следует отметить золотой перстень и серебряные перстни-печетки с надписями на щитках. На одном из низ выгравирована арабская надпись, которая при помощи зеркала читается так: «Сахиби Худа Бахыш Афият» (владелец Худа Бахыш Афият), на другом «Бехейр».

Фото: Ирина Гасанова, Day.Az
Фото: Ирина Гасанова, Day.Az
Фото: Ирина Гасанова, Day.Az
Фото: Ирина Гасанова, Day.Az

В городе было налажено производство стекла. Об этом свидетельствует богатая коллекция стеклянных изделий, многообразие методов их изготовления, химико-технологические изучение образцов шабранского стекла. Было установлено, что местные мастера, в зависимости от назначения предмета, применяли различные типы стекла.

Значительная часть производимых стеклянных изделий экспортировалась в другие страны. В этой связи заслуживает внимание фрагмент стеклянного сосуда, на котором имеется надпись арабским шрифтом «Амали Шабран», то есть «сделано в Шабране». Изделия с маркой города, как правило, в средние века предназначались для вывоза. Большим успехом на мировом рынке пользовались производимые шабранскими мастерами шелковые, шерстяные ткани и различные сорта безворсовых ковров.

Город поддерживал широкие торговые связи. Различные импортные предметы, найденные при раскопках, отражают широкий масштаб торговых и культурных связей Шабрана (глазурованная посуда из Самарры, тонкие стеклянные изделия из Сирии и Египта, фаянсовая посуда, расписанная люстра из белой не прозрачной глазури из Рея и Кашана, фарфоровые и селадоновые изделия из Китая, раковины «каури» из Мальдивских островов украшения из сердолика, агата, бирюзы и другие). Кроме внешней, развивалась и внутренняя торговля, о чем свидетельствовали найденные медные монеты, часть из которых была чеканена в монетном дворе Шабрана. Кстати, среди находок был и железный предмет, напоминающий штемпель для чеканки монет.

Археологические раскопки, дополняя сообщения письменных источников, подтвердили благоустроенность города Шабран. Его площади мостились каменными плитами, обожженными кирпичами, плоскими булыжниками и гравием. В городе функционировала хорошо сложенная водопроводная сеть. Для соблюдения чистоты улиц, площадей, общественных и производственных учреждений, для предотвращения эпидемии и различных заболеваний при условиях тесной застройки применялись специальные санитарно-гигиенические устройства.

По конфессиональному признаку население Шабрана состояло из трех общин – мусульманской, иудейской и христианской. Преобладающей была мусульманская.

Таким образом, обнаруженные археологами на территории средневекового города Шабран находки позволяют проследить различные стороны городской жизни средневековья.

По материалам журнала IRS Наследие