История «Володарской» фабрики в Баку

О.Буланова

На фото выше — фото из альбома «15 лет АзССР» 1935 г., где изображен коллаж с швейной фабрикой им. Володарского. На снимке — надпись: «Заново создана швейная промышленность. В 1934 г. построена и вошла в эксплуатацию мощная бакинская швейная фабрика им. Володарского, которая в 1935 г. дала продукции на 22 млн. руб.».

Что-то в этой дате — 1934 г. — показалось сомнительным. На одном из официальных сайтов, посвященных легпрому Азербайджана, было указано, что в 2014 г. фабрике исполнилось 80 лет. Однако, на сайте Российской государственной библиотеки обнаружилась карточка одного из номеров газеты «Володарец» — многотиражки фабрики. Это был специальный номер, выпущенный к XIV годовщине Октября в связи с выполнением фабрикой N1 им. Володарского пятилетки за 2 года 9 месяцев.

В каком же году фабрику построили, если она к 1931 г. досрочно выполнила пятилетний план? Пришлось погрузиться в историю.

Надпись на фото была близка к истине — швейная промышленность на самом деле начала развиваться с приходом Советов. Массового пошива до Октябрьского переворота вообще было мало — и не только в Азербайджане.

Возникновению этой отрасли в Азербайджане можно быть обязанным бойцам Красной Армии, которых нужно было во что-то одевать. В Баку был создан Союз швейников, и в начале мая 1920 г. организовываются первые пошивочные мастерские. Туда шли как портные, так и бакинские домохозяйки, причем со своими швейными машинками, иголками-ножницами и даже табуретками. (Затем машинки были выкуплены, но сначала работницам выплачивали средства за амортизацию.)

В декабре 1920 г. при ВСНХ организуется Швейный отдел, руководивший деятельностью пяти мастерских по пошиву спецбелья, трех — по военному обмундированию, двух — по приему заказов на пошив мужской верхней одежды и женских платьев, одной — по пошиву головных уборов и центральной закройной. В ней имелась одна-единственная закройная машина с дисковым ножом, в основном же раскрой делался вручную. Кроме того, действовала швейная мастерская Центрального управления снабжения армии, производившая ремонт старого и пошив нового обмундирования.

В конце 1922 г. мастерские, кроме закройной, ликвидируются, и на Меркурьевской улице (позднее З.Алиевой) организуется швейная фабрика по пошиву гражданской одежды «Азодежда», впоследствии переименованная в им. Володарского. В начале 1923 г. к ней присоединяется и мастерская XI армии. Так что юбилейное издание 1935 г. допустило неточность, причем себе во вред — крупнейшая швейная фабрика в Азербайджане была гораздо старше.

В первые месяцы фабрика не имела спецоборудования, шили на бытовых машинках, утюги грели на плите с мазутной форсункой. Навыков массового пошива не было, профессиональных кадров — тоже. Производительность труда поэтому была очень низкой — пять пиджаков в месяц, а после частичного перехода на мелкосерийный метод — дюжина. По производительности это было скорее ателье, чем фабрика.

Однако частичная реконструкцию здания, механизация и рационализация процессов позволили фабрике постепенно перейти от кустарных к более совершенным методам производства. В июле 1923 г. с Подольского механического завода было получено 30 комплектов рабочих мест; они в кратчайшие сроки были смонтированы, а работницы — обучены. Появились специальные скоростные машины для обметки петель, пришивания пуговиц и др. Так, постепенно фабрика становилась полноценным промышленным предприятием.

К 1924 г. расширение производства и увеличение выпуска продукции сдерживаются отсутствием площадей, и фабрика переходит в другое, хотя и аварийное, но более просторное двухэтажное здание по ул. Свободы (позднее Уз.Гаджибекова).

Помещение капитально ремонтируется, завозится новое оборудование… Однако чего-то не хватало. Часов! А как узнать, что смена началась? Часы тогда редко у кого были, в крайнем случае — карманные, дома — ходики. По воспоминаниям работниц того времени, первый директор И.Кубарев как-то сказал: «Какая это фабрика, если нет гудка!» И гудок был установлен. Он гудел в 6:30 и в 6:45 как предупреждающий, а в 7:00 — к началу работы. И это в центре города…

Т.к. среди работников было много женщин, особую роль играл Женский комитет, организовавший на фабрике Ликбез. В 1924 г. был создан фабричный клуб на ул. Малыгина (позднее З.Тагиева), где проводились различные культурные и спортивные мероприятия. Там же был создан и пионерский отряд для детей работников. Администрация и профсоюз фабрики помогали приобретать форму, учебники, тетради и др. Между прочим, именно этот пионерский отряд стал зачинателем пионерского движения в Баку и Азербайджане.

Фабрика постоянно оснащается новым оборудованием, в том числе газовыми станциями для ручных утюгов (взамен обогрева на плите). В 1925 г. вводится совершенно новый, ранее нигде не применяемый (!) технологический процесс по системе группового разделения труда в производстве, т.н. пачковая система.

В 1925 г. при фабрике N1 организуется подсобная фабрика N2 по производству пушно-меховых изделий в виде полуфабрикатов меховых воротников — «Азмехшуба». (В годы Великой Отечественной там выпускались военные полушубки.) В 1926 г. в Гяндже силами и средствами Володарки организуется фабрика N3, позднее им. 26 Бакинских комиссаров.

К 1928 г. в Азербайджане было четыре швейных фабрики. Володарка же на Всесоюзном конкурсе, организованном ВСНХ СССР, заняла второе место и в августе 1927 г. была награждена Похвальной грамотой.

К 1930 г. все производственные работники были переведены на сдельную оплату. Проводились специализация конвейеров, стандартизация и унификация фасонов.

В новом помещении появляется возможность создать 2-3-годичную школу ФЗУ для подготовки новых кадров, и в 1929-1930 гг. такая фабрика-школа на 150 человек организуется. Туда шли безработные и домохозяйки без специальности и трудовых навыков. (Впоследствии учебное помещение было передано обувной фабрике им. Джанджугазова.)

В 1932 г. швейное производство продолжает расширяться: создаются три небольшие швейные фабрики, фабрика головных уборов, фабрика индпошива «Азиншвей», фабрика N7 в Амираджанах.

Однако более мощное развитие фабрики сдерживалось размером ее помещений. По инициативе треста «Азшвейпром» было дано задание на проектирование швейной фабрики на 5 тысяч человек при двухсменном режиме работы. Был разработан типовой проект из монолитно-железнобетонных конструкций.

К строительству приступили в 1930-1931 г. Было выбрано место — на Нижне-Бульварной (позднее А.Бакиханова). Сохранился любопытный документ, написанный руководителем строительства инженером-строителем Елисеевым: «…приступлено к строительству новой швейной фабрики в конце Шемахинки, в отдельном районе города, за Кубинкой, только начинающем застраиваться…«. Строительство велось в трудных геологических условиях из-за залегания глинистых слоев почвы, перемежающихся водоносными отложениями.

Строили как профессионалы, так и сами работники фабрики — в свободное от работы время. Это, безусловно, ускорило пуск фабрики.

Любопытно, что, когда новое здание начинает оснащаться оборудованием, демонтированным из старых помещений, принимается неожиданное решение о передаче его под прядильно-ткацкую фабрику. Тогда председатель ликвидационной комиссии М.Сафаров с коллегами посылает письма в ЦК ВКП(б), Наркомлегпром СССР и секретарю ЗКК ВКП(б) с просьбой о закреплении нового здания за швейниками. Вопрос был решен в пользу Володарки.

1934 г. стал годом перехода в новое здание, освоения новой техники и технологии швейного производства. И вот почему-то с этого года и ведет свой отсчет фабрика им. Володарского… Что в корне неправильно.

С лета 1941 г. фабрика переключается на выпуск продукции для фронта (с 1943 г. — и погон), вводится 11-часовой рабочий день и отменяются очередные отпуска. Часть ИТР и рабочих-ремонтников переходит на казарменное положение. Проводится общая светомаскировка, а позже маскировка здания под жилое. На крыше установили три точки зенитных многоствольных пулеметов для противовоздушной обороны.

Люди работали, не щадя себя, ночью — с синими лампочками, падая в обморок от духоты. При норме питания 400 г. хлеба рабочим и 300 г. служащим, в столовой обеспечивали горячим супом (за 3 коп.), пшенной кашей или соленой рыбой. За здоровьем и гигиеной работников следили медики, и благодаря их заботам за время войны на фабрике не было никаких инфекционных заболеваний.

В отделе главного механика рабочие с помощью специалистов других цехов восстановили 170 машин и 115 электромоторов, организовали изготовление деталей для мин. По плану Комитета обороны 365 работников фабрики стали ополченцами и были направлены в район закладывающегося тогда Сумгайыта на сооружение оборонных объектов.

С 1942 г. в связи с трудностями в поставках сырья были налажены поставки по ленд-лизу из Ирана. Часто в рулонах находили письма английских рабочих с пожеланиями победы над фашизмом.

Правительство высоко оценило доблестный труд работников фабрики, наградив медалью «За оборону Кавказа» 450 человек, а медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» — 1000 человек. В 1944 г. «За образцовое выполнение задания правительства по производству и обеспечению Красной армии и Военно-Морского флота теплой одеждой» фабрика награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Фабрику постоянно посещали рабочие делегации, школьники, общественные деятели, иностранцы. В конце 40-х прибыла королевская делегация Афганистана во главе с королем Аманулла ханом, заявившим с восхищением: «Ничего подобного я не видел. Это не фабрика, а образцовая лаборатория».

Позднее фабрика стала «Бакинским швейным домом».