Средние века: Баку и зороастризм

О.Буланова

Многие ученые с годами все больше склонялись к мысли, что башни Абшерона — в Мардакянах, Раманах — не что иное, как зороастрийские храмы огня. Но построены они были в Средние века, когда в стране уже господствовал ислам. Нет ли тут противоречия? Для того чтоб это выяснить, следует углубиться в историю.

В начале XV в. аль-Бакуви взялся за сокращение энциклопедического труда по географии всего мира выдающегося арабского ученого Закария аль-Казвини «Памятники стран и сообщения о рабах Аллаха». В то время подобные сокращения были обычны и составлялись для тех, кто не мог или ленился читать обширные труды. Обычно эти сокращения ценны при утрате основного произведения.

Но труд Казвини до нас дошел, а упомянутое сокращение ценно тем, что Бакуви не только сократил, но и добавил некоторые данные, не имевшиеся у Казвини. При этом наиболее ценны его описания Баку — единственные для Средних веков.

В числе этих описаний следующее: «В одном фарсахе от города есть место, из которого выбрасывается никогда не гаснущий огонь… Около этого огня расположено селение, жители которого — христиане… Близ города много селений, и каждое имеет укрепленную цитадель с прочными стенами. Все жители этих селений — христиане, а жители города исповедуют толк имама аш- Шафи’и… Это — родина родителя моего, имама, ученого Салиха ибн Нури, который (скончался) в 806 г. (1403) в возрасте 77 лет…»

Данные, что бакинцы — мусульмане, а жители всех окрестных селений — христиане (точнее, ан-насара, ан- насранийа, т.е. несториане) вызывают недоумение. Правда, о том, что в селениях около Баку проживали христиане, свидетельствуют три мавзолея: в Бузовнах, Шагане и Ени Сураханы, относящиеся к XIV в. (соответственно, 1306, 1320-1321 и 1400 гг.). О том, что здесь были погребены христиане, свидетельствуют и два креста, которые были вмонтированы в стены внутри мавзолея. При этом в мавзолее в Бузовнах прямо отмечалось, что погребенный был «тарса», «насрани», т.е. несторианец.

В Бузовнах на проживание христиан-несторианцев указывает и название одного из кварталов — Назранлы. Последнее говорит о том, что число христиан на Абшероне было значительным, и они образовывали собственный квартал в Бузовнах. Но название квартала само по себе говорит о том, что они составляли население лишь одного квартала. Наверняка, собственные кварталы христиане имели и в других бакинских селениях, но составлять основное население всех этих селений они не могли. Иначе до нас дошло бы намного больше свидетельств о христианстве на Абшероне.

Чтобы ответить на вопрос о том, почему Бакуви назвал всех жителей селений вокруг Баку христианами, прежде всего обратим внимание на то, что Баку он называет родиной отца Салиха ибн Нури, а не самого себя. Поэтому сведениями о Баку он обязан, скорее всего, ему.

В числе этих сведений было и сообщение о резком поднятии уровня Каспия. По имеющимся же данным, это повышение происходило в первой половине XIV в., т.е. в годы молодости отца Бакуви, который, вероятнее всего, именно тогда и покинул родной город. Иначе своему сыну он сообщил бы и о прекращении подъема уровня моря. И вот тут привлекает внимание то обстоятельство, что он и жителей селения около вечного огня (без сомнения, Сураханов) называет христианами.

В связи с этим представляет интерес описание Сураханов, сделанное немецким  путешественником Э.Кемпфером (1683 г.): «Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающую расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения Срогани атесгави, названного так по этому огню: другие, наложив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени древних персов, пришельцы индусы- огнепоклонники, сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на вырывающееся из земли пламя и поклонялись ему… …раньше в пятистах шагах были видны в одном ряду семь трещин, из которых некогда горело это пламя; когда оно погасло, оно вырвалось наружу в том месте, которое я описал».

Данное описание интересно во многих отношениях. Мы видим, что уже в это время индусы начали строительство собственного храма для поклонения огню, предшественника Атешгяха. Как показывают надписи на нем, этот храм никакого отношения к зороастризму не имеет.

Кроме этого, оно показывает, что название «Атешгях» — «Место (храм) огня» — древнее самого храма и входило в состав названия самого селения. Отсюда следует, что здесь зороастрийский Храм огня располагался несколько ранее, но в 50 м от Атешгях. Храм в Сураханах не был единственным храмом зороастрийцев на Абшероне.

Как отмечает С.Ашурбейли, «не случайно среди жителей Баку и доныне существует предание, что Джума-мечеть и армянская церковь… в крепости Баку, построены на месте древних храмов огнепоклонников».

Имелась легенда, согласно которой и на месте Сыныг-гала ранее стоял храм огнепоклонников. Также еще недавно существовало предание, что на острове Пираллахы был храм огня, на поклонение к которому шли жители селений Гюрган, Тюркян и Зиря, в прошлом огнепоклонники.

А бакинский публицист начала ХХ в. М.Саяпин писал, что ему лично старик крестьянин из села Говсаны «говорил, что еще в его памяти вокруг него жили старики, поклонявшиеся огню, когда их дети уже были от рождения исламитами. Значит, всего лет 100«.

В пользу того, что еще недавно вблизи Баку жили зороастрийцы, свидетельствует и бывшее название Гобустана — Габристан. Его переименовали, т.к. оно переводилось с азербайджанского как «Страна могил», т.е. «кладбище». Но Г.Асланов показал, что «Габристан» означает «Страна гебров». Гебрами, т.е. «неверными» в Иране называли зороастрийцев, которые жили здесь в наиболее пустынных областях.

gobustan

Также и в Гобустане зороастрийцы дольше всего удерживались на территории Азербайджана. Не перепутал ли Бакуви сведения своего отца? Не отнес ли он к христианам и зороастрийцев-огнепоклонников? Ведь и те, и другие для Бакуви были одинаковыми иноверцами. Правда, возникает вопрос: неужели в это время на территории Азербайджана еще существовали зороастрийские общины? Ведь прошло уже несколько веков после того, как арабы принесли на землю Азербайджана ислам, и ни один из известных нам источников ни о каком зороастризме здесь не упоминает.

Кроме того, о ликвидации всех зороастрийских общин прямо говорит Низами, в поэме «Искендернаме» специальную главу посвятивший борьбе Александра Македонского с последователями Зороастра. Выходит, что к XIII в. зороастрийцев уже не было.

Но если обратиться к первой поэме Низами — «Сокровищница тайн», то увидим, что до окончательной победы ислама над зороастризмом в это время было еще далеко:

«Обратись ты лицом к вере, которая является великой опорой,
Спиной же обратись к солнцу, ибо оно (источник) зороастризма.
Перед каким-то жрецом огня спину не делай крестом,
Не считай ты себя (заржавленным) мечом хатибов».

Зачем бы Низами так предостерегать от зороастризма, если он был уже давней историей? Другой великий поэт Азербайджана Хагани Ширвани, живший немного раньше Низами, также неоднократно обращается к зороастризму. Из его текстов становится ясно, что Хагани не просто был готов молиться огню, но и хорошо изучил Авесту. Если Низами предостерегал от поклонения огню, а Хагани не шел дальше угроз стать огнепоклонником, то Насими почти в каждом своем стихотворении прославляет огонь, нередко прямо отождествляя его с богом.

Насими относился к хуруфитам — одной из шиитских мусульманских сект. И здесь мы подходим к вопросу о сектах. Ислам, в отличие от христианства, позволяет представителям других религий исповедовать свою веру. Но за это они должны были платить дополнительный налог, подвергались определенным дискриминациям (запрет ношения оружия, езды верхом и т.п.). Те же, кто принимал ислам, не только освобождался от дискриминаций, но на несколько лет получал даже дополнительные льготы.

К тому же, ислам совершенно не терпел отступников, и поэтому не только те, кто принял ислам, но и их потомки вернуться в прежнюю веру уже не могли. Вместе с тем, ислам разрешал внутри себя существование различных направлений и сект. Достаточно было исполнять пять главных обязанностей веры, а в остальном мусульманин мог придерживаться различных представлений. Как известно, вначале произошел раскол на два основных направления: фундаментальное — суннизм и оппозиционное — шиизм. Последним обстоятельством и воспользовались зороастрийцы.

Вынужденные принять ислам, они присоединялись к шиитам — «партии Али». Шииты были недовольны первыми преемниками Мухаммеда — халифами — и проклинали их. Последнее вполне соответствовало пожеланиям зороастрийцев. Шииты считали, что один из этих халифов — Осман, принявший канонический Коран, исказил его текст, убрав упоминание об Али. А так как другого Корана уже не было, то шииты стали толковать Коран.

Баку, около 1860 г.

К тому же у шиитов не было единства, они образовывали множество сект. Это позволяло зороастрийцам создавать собственные секты или присоединяться к сектам, наиболее подходящим им по духу. В итоге шиизм стал наиболее популярным в Иране и Азербайджане, где до ислама господствовал зороастризм.

Наиболее яркий пример — хуррамиты — последователи Абу Муслима, убитого Аббасидами. Вокруг него объединились маздакиды и крайние шииты. Последователем хуррамидов объявил себя и Бабек. Когда же он стал побеждать, то открыто объявил о своем зороастриме и борьбе с исламом.

Исмаилиты, представители одного из основных направлений шиизма, официально связывали свое происхождение с одним из потомков Мухаммеда. Но современники их возникновения отмечали, что главной задачей исмаилитов является уничтожение ислама и восстановление зороастризма. К исмаиллизму и по духу, и по форме был близок упомянутый выше хуруфизм, которому принадлежал Насими.

Основоположник хуруфизма Наими был родом из Астрабаде, но только в Баку приобрел настоящих соратников и здесь основал хуруфизм. Хуруфиты даже после того, как по приказу Наими покинули Баку для распространения своего учения, продолжали считать Баку Каабой хуруфизма.

Почему именно Баку? Не связано ли это с влиянием существовавшей здесь зороастрийской общины? Как указывал уже Бакуви, вокруг Баку «каждое селение имеет укрепленную цитадель с прочными стенами».

Ранее эти башни располагались во всех селениях, что свойственно только культовым сооружениям. Эти башни указывают на то, что жители бакинских селений формально приняли ислам в форме одной из шиитских сект, но во многом оставались еще зороастрийцами. И это было ясно представителям официального ислама — суннитам-шафиитам, жившим в Баку. Отсюда и противопоставление бакинцев жителям бакинских селений.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что зороастрийские общины еще в XII-XV вв., а вероятнее всего, и позднее существовали в Азербайджане, в том числе и в Баку, по крайней мере, в его окрестностях. Отсутствие прямых указаний на их существование объясняется тем, что они играли уже незначительную роль. Их перестали замечать.

По материалам историка С.Велиева и сайта Ourbaku